chramov1@rambler.ru

Жизнь Пи (2011)

           «Жизнь Пи» (англ. Life of Pi) – приключенческая драма режиссёра Энга Ли в формате 3D. Лента снята по одноимённому роману Янна Мартела, опубликованному в 2001 году. Главную роль исполняет начинающий индийский актёр Сурадж Шарма.

         Премьера состоялась на Нью-йоркском кинофестивале 28 сентября 2012 года. В широкий прокат в США фильм вышел 21 ноября 2012 года, в России – 1 января 2013 года. Американский институт киноискусства назвал фильм одной из десяти лучших кинокартин года, а Американская киноакадемия отметила ленту 11 номинациями на премию «Оскар», включая за лучший фильм года.

        Вне всякого сомнения, это потрясающий психологический фильм. Для начала краткое содержание (те, кто смотрел фильм, могут пропустить).

 

       …Мужчина-индус по имени Пи общается с писателем Янном Мартелом, которому рассказывает свою невероятную историю. Отец назвал его в честь бассейна в Париже Piscine Molitor. В детстве он интересовался несколькими религиями, и проповедовал сразу индуизм (вайшнавизм) с Вишной, католичество с Христом, мусульманство с Аллахом. В школе из-за насмешек одноклассников над его необычным именем Писин, он решает называть себя Пи в честь буквы греческого алфавита «π». За время, проведённое в летнем лагере, он подготовился и в первый день учебного года представил одноклассникам своё имя, как математическое число π, даже записав на доске несколько сотен знаков этого числа. Когда ему было 15 лет, отец, будучи директором зоопарка, объявил, что семье придётся уехать из Индии, забрав с собой половину животных, и продать их в Канаде, чтобы начать новую жизнь. Пи пытался отговорить семью от отъезда из их родного дома, но безуспешно.

        Морское путешествие начинается на японском грузовом судне. На четвёртый день после стоянки в Манилесудно попадает в шторм. Пи проснулся от шума и поднялся на палубу. Восхищаясь штормом, он закричал: «Сильней! Сильней!». Сразу после этого зазвучала тревога, волна вынесла с палубы в океан несколько матросов, трюмы начали заполняться водой. Пара матросов поймали Пи и, пообещав найти родителей, бросили его в шлюпку, в которой уже находился кок. Но тут зебра прыгнула в шлюпку и кок упал за борт, а шлюпка отцепилась и полетела вниз. Большая волна захлестнула судно, и оно пошло на дно. Пи, свисая со шлюпки и видя ещё освещаемое фонарями судно, закричал: «Простите меня! Мама! Папа! Рави! Я виноват!». После того, как шторм утих, Пи оглядывает свой «ковчег». В шлюпке находились некоторые животные с корабля: гиена, зебра, сломавшая ногу при падении, орангутан Апельсинка, подплывшая на связке бананов, и бенгальский тигр Ричард Паркер (его имя «Жаждущий» и имя охотника, продавшего тигренка зоопарку, перепутали, но новое имя прижилось). Голодная гиена убивает зебру, а потом и Апельсинку, которая заступилась за Пи. В конце этих разборок тигр выпрыгивает из-под натяжки и убивает гиену. Пи остаётся в лодке наедине с тигром. Начинается борьба за выживание.

        Пи строит небольшой плот, на который погружает спасательный провиант и всякие полезные вещи, и крепит его верёвкой к шлюпке. Во время плавания Пи пытался «отвоевать» шлюпку. Сначала пробовал показать свой авторитет и даже «пометил» половину шлюпки, но ничего из этого не вышло. Тогда он стал ловить рыбу и подкармливать Ричарда. Однажды Пи погрузил все галеты из спасательного арсенала шлюпки на свой плот, но ночью, играя со светлячками на воде, растревожил кита, который перевернул плот, так что вегетарианец Пи остался без еды. Ему удалось спастись от голода во время налёта летучих рыб. Одна из крупных хищных рыб, охотящихся на летучих, упала в шлюпку. С голоду Пи отбил у Ричарда рыбу и съел сам. На пути им встречаются рыбы, медузы, киты и загадочный остров с сурикатами, красивый, хищный и коварный, словно венерина мухоловка; «То что давал днём, забирал обратно ночью» (жизнь). Как объяснил Пи, Бог дал ему отдохнуть, но послал знак, что надо продолжить путь (Пи нашёл в цветке зуб человека, который остался на острове, умер и был переварен). По прибытии к берегу Мексики Пи устало затащил шлюпку на мель и упал на тёплый мягкий песок («щека Бога» – как выразился Пи). Исхудавший тигр перепрыгнул через Пи, отряхнулся, подошёл к близлежащему тропическому лесу, остановился, посмотрел туда и вбежал в него. Пи надеялся, что перед этим Ричард Паркер обернётся или каким-либо другим способом «поставит точку» в их отношениях. Позже его находят люди, а в больнице, куда его поместили, с ним беседовали приехавшие представители японской компании-судовладельца, но они не поверили в его историю. Тогда Пи рассказал им другую, более правдоподобную, но более мрачную версию случившегося. В ней животных в шлюпке не было, а борьба за выживание развернулась между Пи (Ричард), его мамой (Апельсинка), травмированным матросом (зебра) и подлым коком с корабля (гиена). Сюжет очень похож на предыдущий. Нога моряка начала гнить, и кок его убил, зажарил на солнце и съел. Во время ловли Пи не удержал черепаху и кок хотел его убить, но мама заступилась и велела, чтобы Пи прыгал на плот (построенный коком для ловли), но когда Пи оглянулся с плота, кок уже убил его мать. После этого Пи «сделал с коком то же, что он сделал с матросом». И Пи дрейфовал на шлюпке один.

       В конце фильма Пи предлагает писателю историю на выбор. Писатель выбирает историю с тигром, и Пи дарит её Янну.

 

        Для начала зададим несколько вопросов. Попробуйте ответить на них сначала сами, а зачем уже читать далее.

Вопрос 1. Почему у главного героя такое необычное имя?

Вопрос 2. Какая история правдоподобна, то есть была в реальности: первая, с животными, или вторая, с людьми?

Вопрос 3. Как в фильме четко показана разница между человеческим и Божественным?

Вопрос 4. Как показано, что Божественное в Пи победило?

Вопрос 5. Почему Пи смог преодолеть свое человеческое «я»? Другими словами, почему Пи, несмотря на все потери и страдания, не отрекся от Бога?

 

Вопрос 1. Почему у главного героя такое необычное имя?

 

        Главный герой, в отличие от большинства людей, живет не головой, а сердцем, то есть чувствами. Число «пи» - это иррациональное бесконечное число, то есть логически невозможно его полностью написать, так как число бесконечно. И главный герой соответствует этому числу – он живет чувствами, а не головой.

 

Вопрос 2. Какая история правдоподобна, то есть была в реальности: первая, с животными, или вторая, с людьми?

 

         Разумеется вторая. Именно так и было на самом деле. Но тогда почему главный герой описал сначала первую историю, считая, что на самом деле была именно она? Так какая была на самом деле?

           Если смотреть на прошедшие события не с точки зрения физического мира, а с точки зрения души, то произошла первая история. Главный герой, обращаясь к образам животных, очень точно в первой истории описал, что происходило у людей на уровне чувств. Но тогда возникает следующий вопрос: если людей было в реальности четыре, и животных тоже четыре, из которых тигром являлся «Пи», то кто тогда был пятым, который выступал собственно человеком Пи?

         Этот ребус неразрешим, если мы воспринимаем человека лишь с одной стороны: либо он только плохой, либо он только хороший, то есть без диалектики.

          В качестве образа тигра и образа человека выступал один и тот же Пи, но в образе тигра выступало его человеческое «я», агрессивное, заботящееся в первую очередь о своем теле, мало переживая при этом за других, а в качестве образа человека выступало Божественное «я» у того же Пи, которое заботилось о спасении своей души, а это невозможно без заботы о других людях.

 

Вопрос 3. Как в фильме четко показана разница между человеческим и Божественным?

 

     Человеческое «я» готово растерзать свою Божественное, лишь бы выжить сейчас и здесь. Божественное «я», чтобы выжить, понимает, что надо не только спасать себя, но и спасать свое человеческое «я». Поэтому Пи и говорит в фильме, что ежесекундная опасность от тигра, но одновременное желание спасти тигра от смерти, придавало смысл жизни для Пи, придавало ему силы и в итоге спасло его от смерти. Обратим внимание, как Божественное «я» заботится о своем агрессивном человеческом «я»: Пи собирает пресную воду и с риском для себя дает ее тигру; Пи ловит рыбу и тоже дает ее тигру с риском для своей жизни; когда тигр оказался в океане и не мог обратно вернуться на шлюпку, Пи сам покидает шлюпку, позволяя тигру вернуться и спастись, хотя ничего не стоило Пи оставить тигра умереть в океане.

         Таким образом, в фильме на примере противоборства тигра и человека показано, как конфликтуют в одном человеке его человеческое и Божественное «я», и в этом конфликте в конечном итоге победу одержало Божественное, усмирив свое человеческое: агрессивный и злой тигр в конце фильма стал послушным. В этом суть фильма – весь океан в реальности Пи проплыл один, но в течение всего времени в нем постоянно происходила внутренняя борьба его человеческого и Божественного. Эта борьба выглядела в виде вопросов, который Пи должен быть решить для себя, что для него важнее: его тело или душа? обидеться на судьбу и на Бога или принять со смирением то, что произошло безо всяких претензий к Богу? унывать и ругать себя или понять, что, значит, это должно было произойти, раз произошло, и произошедшее есть не что иное, как помощь для Пи (но не для тела, а для души)?

        Так как Божественное победило, то Пи позволено было выжить в реальности.

 

Вопрос 4. А как показано, что Божественное в Пи победило?

 

        Даже в самые тяжелые минуты Пи не отрекался от веры и Бога, не проклинал Его за все невзгоды и несчастья. Как это показано? Пи очень страдал от жары и жажды, он потерял самых дорогих себе людей, он потерял надежду на спасение, Пи готов был расстаться с жизнью, Пи уже смотрел смерти в глаза, но при этом Бога по-прежнему продолжал любить, ничего плохого про Него не сказав ни разу – это и есть победа души над телом. Обратим внимание, вся жизнь Пи (не только на море) – это не что иное, как постоянный диалог с Богом, но так и должно быть у истинно верующего человека, ибо это ежесекундная забота о своей душе через общение с Богом и есть наша реальная жизнь.

       А как в обычной ситуации выглядит общение человека с Богом? Это и непосредственная поддержка свыше (так, когда уже Пи готов был умереть от голоду, неожиданно на шлюпку налетела стая летающих рыб; другой пример – появление острова в самый отчаянный момент), с одной стороны, и, с другой стороны, удивительные знаки, которые может понять лишь верующий (как пример – Пи нашел на острове совершенно «случайно» внутри одного фрукта зуб умершего человека, и Пи понял, что Творец как бы сказал ему, что пора покидать остров).

 

Вопрос 5. Почему Пи смог преодолеть свое человеческое «я»? Другими словами, почему Пи, несмотря на все потери и страдания, не отрекся от Бога?

 

        Пи являлся не просто верующим человеком в рамках какой-то одной религии, как подавляющее большинство верующих людей. Пи познавал Бога одновременно в трех религиях: христианства, мусульманства и индуизма. Такое возможно лишь у истинно верующего человека, у того, кто познает Творца не через форму (обряды и ритуалы, которые всегда жестко связаны с конкретной религией), а через содержание, то есть через суть религий, а суть всех религий является общая для всех…

 

        В заключение обратим внимание, как опасно верующему человеку без повода лишний раз бросаться вроде невинными фразами – у верующих людей, у которых сильный контакт с Творцом, любая просьба выполняется мгновенно. Как это показано в фильме? Например, Пи ради забавы попросил у шторма быть сильнее, и шторм действительно стал сильнее – настолько сильнее, что в итоге корабль затонул, а все родные у Пи погибли.

 

 

С уважением Храмов Сергей Юрьевич, г. Чебоксары,

17апреля 2017 г. (вчера была Пасха!)

e-mail: chramov1@rambler.ru;

http://rezenzija.umi.ru