chramov1@rambler.ru

«ВСЁ ПУТЕМ»

 

       Другое название – «У них всё хорошо». Фильм английского режиссёра Кирка Джонса совместного американо-итальянского производства. Вышел на экраны в 2009 году.

Это один из самых лучших фильмов с точки зрения воспитания родителей (и, пожалуй, единственный в этом роде), поэтому всем, кто имеет и детей и желает их сделать счастливыми, этот фильм следует непременно посмотреть. Родители обычно считают, что самое главное – это воспитать детей, забывая при этом, что еще важнее для детей – это воспитание, а точнее самовоспитание, самих родителей.

       Для начала краткое содержание фильма.

 

        …Немолодой вдовец Фрэнк Гуд (Де Ниро), всю жизнь тяжело работавший, чтобы поставить на ноги четверых, теперь уже взрослых детей, ждёт их в гости. Куплены новый гриль и дорогое вино. Но дети один за другим отменяют визит к отцу. Раздосадованный, он решается навестить их сам вопреки запрету своего врача. Приехав в Нью-Йорк и не застав дома сына-художника Дэвида, он едет в Чикаго к дочери Эми, которая мотивировала отказ от приезда болезнью сына-отличника. Та не рада визиту отца: оказалось, что сын здоров, но учится совсем не блестяще, а с мужем Эми рассталась. Уже на следующий день Фрэнк отправляется к сыну Роберту в Денвер. В это время Эми узнаёт, что с Дэвидом что-то произошло в Мексике, и выезжает туда, предварительно по телефону запретив Роберту и сестре Рози сообщать что-нибудь отцу до выяснения всех деталей. Роберт писал отцу, что дирижирует оркестром и пишет музыку, но оказывается, что он всего лишь рядовой музыкант группы ударных инструментов. Он старается отделаться от отца, и Фрэнк сразу же отправляется в Лас-Вегас к дочери Рози. На вокзале бездомный пытается отобрать у Фрэнка деньги; это ему не удаётся, и он растаптывает бутылек с лекарством, который Фрэнк обронил во время стычки. Лекарство рассчитано на регулярный приём, а купить новое без рецепта невозможно. Поздно ночью Рози встречает отца и отвозит в шикарные апартаменты, но выясняется, что квартира не её, а вот малыш, которого ей якобы оставляет соседка, и – как раз её. Фрэнк пытается понять, почему его дети всегда и всё рассказывали своей матери, а ему предпочитали лгать или отмалчиваться.

        Фрэнк вылетает домой. В самолёте с ним происходит сердечный приступ, который без таблеток он не может купировать. Проносящиеся перед ним картины прошлой жизни проясняют, какие его поступки повлекли сегодняшнее отношение к нему детей. Очнувшись в больнице, он видит у своей постели Эми, Роберта и Рози. Они вынуждены сообщить ему, что Дэвид скончался в Мексике от передозировки наркотиков. Теперь каждый член семьи переживает не только какую-то личную драму, но и общую трагедию. Финал по-голливудски оптимистичен – преодолевшая горести семья собирается за рождественским столом.

 

         Вопросы к тем, кто просмотрел фильм.

1. Какие главные жизненные ценности у главного героя?

2. Почему у главного героя жена умерла так рано?

3. В чем самая главная ошибка в воспитании детей у главного героя?

4. Почему главный герой не знал возможностей своих детей?

5. Какие еще интересные моменты показаны в фильме?

6. В чем главное достоинство главного героя?

 

 

        Вопрос 1: «Какие главные жизненные ценности у главного героя?»

       Главный герой живет статусом, известностью, карьерой и всем остальным, что можно назвать одним словом – благополучная судьба. По этой причине главный герой, который без сомнения любит своих детей, наивно считает, что его дети будут счастливы лишь в том случае, когда добьются славы, карьеры и известности. Поэтому главный герой считает, что один его сын должен стать не каким-то там маляром заборов, а непременно художником, и не просто художником, а известным художником; другой сын должен стать не просто музыкантом, а непременно самым главным музыкантом, то есть дирижером.

 

       Вопрос 2: «Почему у главного героя жена умерла так рано?»

      Жена главного героя умерла в возрасте 61 год (это можно определить по надписи на надгробной плите: 1947-2008). Почему умерла так рано, и это тем более удивительно по отношению к женщине, которая занималась лишь домашним хозяйством?

       Причина в столь ранней смерти заключена в ее отношении к мужу. Жена в общении с мужем пыталась во всем создать у него исключительно положительное настроение: если у детях появлялись проблемы, то она их скрывала; все самые тяжелые хлопоты по дому делала тоже сама (не зря главный герой недоумевал по поводу того, как много, оказывается, хлопот по уходу дома, а он до смерти жены об этом и не знал).

       Пытаясь создать у мужа положительное настроение, жена невольно уводило его от болей и проблем, забывая при этом, что именно боли и проблемы заставляют человека как ничто другое лучше всего вспомнить о Боге и своей душе, отключиться от своих повседневных планов и целей.

       Эту неверную установку на положительные эмоции жена передала и своим детям, которые вплоть до инфаркта пытались создать у своего отца идиллию красивой и успешной жизни: ради этого самая старшая дочь пригласила на один вечер к себе бывшего мужа (чтобы отец не узнал о разводе), а о своем сыне говорит только в явно завышенных оценках (хотя ее сын и плохо учится); другая дочь ради встречи с отцом нанимает роскошный лимузин и снимает на пару дней очень дорогую квартиру, скрывая от него, что у нее есть ребенок и что она является лесбиянкой; другой сын вплоть до приезда отца создавал впечатление того, что он является ни кем иным, как дирижером (главный герой, придя на репетицию, крайне удивился тому, что его сын всего лишь ударник барабанов, а его уход прямо во время репетиции никто из музыкантов, в том числе и дирижер, особо не обратил внимания).

      Такая жесткая установка на создание исключительно положительных эмоций, да к тому же переданная детям, не может пройти безнаказанно – в итоге все проблемы мужа жена невольно брала на себя, и как результат – тяжелая болезнь и ранняя смерть. С точки зрения человеческой логики это кажется несправедливым, а вот с точки зрения законов души все логично, понятно, справедливо и закономерно.

     Если провести аналогию, то можно привести следующий пример: муж совершил преступление, за которое его должны посадить в тюрьму, но все обвинения на себя берет его жена, из самых лучших побуждений жалея здоровье и жизнь мужа. При этом жена не только берет все обвинения на себя, но добивается даже того, чтобы ее муж не узнал, за что сажают его жену – для мужа арест жены кажется несправедливым стечением обстоятельств. Жену сажают в тюрьму, где она скоропостижно умирает из-за плохих условий жизни. Правильно ли поступила жена? Конечно, нет. Заслуженна ли ее смерть. Разумеется, да. Какой вывод из сказанного?

      В общении с людьми главное не сколько доставить близкому человеку положительные эмоции, хотя комплименты и необходимы, а говорить в первую очередь искренне, но без упреков и осуждений. Попытка умолчать горькую правду рано или поздно вернется бумерангом как к тому, кто скрывает правду, так и к тому, от которого скрывают правду.

 

- Ты сказал мне, что Джек отлично учится, а он мне говорит обратное! – сказал главный герой своей дочери, когда ехали в машине.

- Да, он был одним из лучших. Сейчас у него сложности, только и всего… Я о хорошем сообщаю, а плохом умалчиваю, мама тоже так поступала.

- Не важно, как поступала ваша мама! Впредь рассказывай мне и плохом, и о хорошем! Договорились?

 

      Лишь после инфаркта главный герой настаивает на том, чтобы отныне ему говорили только правду, какой бы горькой она не была. Начни вести себя так главной герой лет двадцать назад, не умерла бы так рано и жена.

 

       Вопрос 3: «В чем самая главная ошибка в воспитании детей у главного героя?»

       Главный герой совершает всего одну серьезную ошибку в воспитании своих детей – он дает своим детям установку на завышенные цели, на овладение таких профессий, которые пользуются известностью у общества. Главный герой не задумывается о том, а способны ли дети их достичь? а нужно ли самим детям такие высокие цели?

       Ребенку надо помогать добиваться высоких целей, поддерживать его в этом, но при этом всегда в первую очередь чувствовать возможности ребенка и не давать завышенные цели – тех целей, которых он не сможет достичь.

        Если ребенка настроить на ту цель, которую он не способен осилить, то эффект от такого требования окажется только отрицательный. Это то же самое, что потребовать от начинающего юного пианиста непременно играть через 10-15 лет на уровне Моцарта или Бетховена. Такая завышенная цель может сломать человека психологически, что и случилось с сыновьями главного героя. На примере фильма сказанное лучше всего показано, как главный герой требует от одного своего сына, с детства проявивший тягу к рисованию, стать непременно художником, а не обычным маляров заборов, о которых всякие собаки будут справлять свою нужду.

       Главный герой не понимает, что счастье для человека заключено не в статусе и известности, а в раскрытии своей души, в том числе в таком творчестве, которое может не приносить высоких доходов и широкой известности. Мы рождаемся на этот свет вовсе не для того, чтобы оставить после себя коттедж, дорогой автомобиль и известность – мы рождаемся на этот свет, чтобы в первую очередь реализовать главное предназначение своей души, и это предназначение далеко не у всех связано с карьерой и статусом: одному судьба уготовила стать известным художником, а вот другому лишь простым маляром; одного судьба сама подталкивает к тому, чтобы стать президентом компании, а другого – обычным школьным учителем; и т.д. и т.п.

        Если мы навязываем душе ложное предназначение (которое чаще всего связываем с достатком и славой), то такое насильственное издевательство над душой неизбежно приведет к катастрофе в судьбе человека.

 

         Вопрос 4: «Почему главный герой не знал возможностей своих детей?»

        Главный герой очень любит своих детей, ради их счастливого будущего он много работает (не зря он каждого спрашивает: «Ты счастлив?»), и в этом заключена его главная беда. В молодости, до выхода на пенсию, главный герой слишком много работал, в том числе по выходным и внеурочное время. Это показано в фильме во время эпизода, когда главный герой оказался в больнице и ему снится сон, как он сел за стол со своими четырьмя детьми. Дело было в субботу, и первое, что удивило детей – почему их отец в этот день не на работе, а с ними. О чем говорит этот эпизод?

       Нормальный человек должен работать в рабочее время, а оставшееся свободное время посвятить чему-нибудь другому: своему хобби, воспитанию детей, познанию мира в самых разных проекциях (чтение книг, походы на природу, рыбалка, шахматы и т.д.). Если человек свое свободное время посвящает исключительно работе, то, разумеется, он добивается более высокой зарплаты и успехов в карьере, но эти тактические выгоды для нашего тела не могут компенсировать стратегических потерь нашей души. К сожалению, в современное время на первом месте для большинства людей стоят материальное состояние и благополучная судьба, а потому тенденция работать все больше набирает силу во всех странах.

        В нашем фильме главный герой имеет не одного, а даже четырех детей (что весьма похвально), а потому в свободное время ему лучше не работать, а больше заниматься своими детьми, больше с ними общаться, больше помочь им раскрыть себя и познать свою душу. Но для главного героя такое понятие, как раскрытие души, в молодости ничего не значило, а вот дополнительный заработок даже очень значил.

        Да, он сумел построить коттедж с зеленой лужайкой и обеспечить себя неплохой пенсией, но он не понимал, что все его материальные успехи были достигнуты в ущерб воспитанию детей: один сын умер от наркотиков, одна дочь стала лесбиянкой, вторая дочь развелась, а второй сын считает себя никчемным человеком и потому не женат…

       Стоили ли все эти материальные успехи ради такой цены? Если у него самого родилось четверо детей, то у его детей либо нет совсем своих детей, либо всего один. Прогресс – это когда детей больше, чем супругов, а регресс – когда меньше. Наше герой сумел добиться прогресса в своей семье, но стратегически у него полный регресс…

        Таким образом, главная причина того, что главный герой совсем не понимал своих детей – он слишком мало с ними общался. Используя все свободное время для работы, главный герой упустил очень важный момент в воспитании – детям от родителей нужны не коттедж с лужайкой, красивая одежда или богато накрытый стол с индейкой, а в первую очередь личное общение с родителями, внимание и понимание их проблем, помощь от родителей в раскрытии их душ.

 

         Вопрос 5: «Какие еще интересные моменты показаны в фильме?»

      В фильме мимолетом показаны некоторые очень интересные моменты. Их стоит рассмотреть отдельно.

       1. Люди стали очень мало общаться, и в первую очередь дети со своими родителями: у детей постоянно полно всяких забот и проблем, а потому общению своих родителей они не придают должного значения. В фильме это показано во время эпизода, когда главному герою один старый мужчина в кафе ровно в полночь говорит следующее:

 

- Мне 94. От врачей держусь подальше. У меня трое детей, шестеро внуков. У всех дела, им некогда поговорить со мной. Мне нужно к ним на прием записываться. Вечно где-то носятся. Изменились люди, жизнь. Нынче если пожмешь кому-то руку, потом надо пальцы считать: все ли на месте?

 

       То, что говорил старик главному герою, это не просто жалоба на свою тяжелую жизнь – это фактически будущее, в котором скоро будет жить и сам главный герой. Ведь обратим внимание, что единственный внук главного героя весьма высокомерен и надменен к своему деду (мог, к примеру, из уважения к возрасту не смеяться над дедом во время игры в гольф или из-за того, что дед не умеет есть китайскими палочками; эпизод, как внук делает замечание деду, когда он жарит индейку, тоже о многом говорит).

       2. Людям надо помогать, но помогать в первую очередь душе, а не телу. В фильме показан интересный эпизод, когда главный герой дал немного денег одному бедному молодому человеку, а тот взамен не только не поблагодарил, но даже попытался отобрать у него еще денег и, не сумев добиться своего, демонстративно растоптал выпавшие лекарства. Этот эпизод смотрится как бы мимолетом, но в чем его смысл? Зачем режиссер вставил эту сцену, ведь она никак не связана напрямую с его детьми?

        Этот эпизод показывает, что главный герой привык помогать людям внешне, а не на уровне души. Помощь на уровне души – это внимание и забота, попытка понять проблемы другого человека и дать нужный совет. Главный герой на примере воспитания своих детей не задумывался над тем, как важно помогать человеку именно с точки зрения души, а вместо этого привык помогать на уровне тела. Что такое помощь на уровне тела? Это в первую очередь помощь деньгами, что и делает главный герой.

       Как выглядит помощь человеку на уровне тела без учета помощи на уровне души? Старинной пословицей: благими намерениями вымощена дорога в ад. И главный герой на примере своих благих намерений в полную силу испытал верность этой пословицы.

         3. Есть еще один интересный эпизод, когда главный герой опоздал на свой автобус, и ему пришлось поймать фуру. Во время длительной езды водитель-женщина четко определила главную проблему современных людей.

 

- У нас в стране настоящая эпидемия: люди слишком много едят, слишком много пьют, сами себя убивают и без конца выдумывают отговорки. Взглянуть правде в глаза не всегда легко. Да, и все стараются жить, не напрягаясь. Страдать никому не хочется.

 

       Как расшифровать слова женщины? Современное общество – это общество потребления, нацеленное на получение удовольствий и наслаждений, а при таком отношении люди пытаются любезничать друг перед другом и ни в коем случае не говорить правду, если она горькая. Таким образом, в современном обществе люди в общении друг с другом перестают быть искренними.

 

        Вопрос 6: «В чем главное достоинство главного героя?»

        Обычно люди на старости лет не могут изменить свое мировоззрение, не могут признать свои ошибки в прошлом. Ведь большинству людей легче умереть, чем раскаяться в собственной неправоте.

        Главный герой же отличается от обычных людей гораздо в лучшую сторону: он переосмысливает свою жизнь, он признает ошибочность своих прежних взглядов. Такое происходит очень редко, но у главного героя произошел именно тот редкий случай.

         Почему главный герой смог изменить себя? С чем это связано?

       Судя по всему, связано это с глубинной установкой на жизнь. Главный герой, стремясь добиться успехов на своей работе, тем не менее, больше руководствовался не выгодой, а пользой для всех людей – не зря он в поезде в разговоре с соседями очень гордится тем, что работал в производстве кабелей. Что такое кабель на тонком плане, то есть с точки зрения души?

       Кабель – это символ связи между людьми, то есть символ единства людей. Таким образом, главный герой имел самые искренние намерения сделать мир лучше, сблизить людей на самых разных концах света. То есть главный герой стратегически стремился в своей работе реализовать благую цель, поэтому работа не искалечила его душу в самой глубине, а раз так, то в душе осталась основа того, чтобы человек оказался способен на переосмысление своих главных жизненных ценностей.

 

С уважением Храмов Сергей Юрьевич, г. Чебоксары,

8-12 сентября 2015 г.