chramov1@rambler.ru

«Всё будет хорошо»

 

        Выдающийся фильм режиссёра Дмитрия Астрахана, снятый в 1995 году и являющийся у режиссера третьим фильмом (второй – «Ты у меня одна»). Краткое содержание фильма.

 

       …Спокойную и размеренную жизнь в старом общежитии провинциального городка ждут весёлые перемены в жизни. Всё начинается с возвращения Николая из армии; он готовится к свадьбе с дождавшейся его Олей. В это же время в город приезжает бизнесмен-миллиардер и крупный политик Константин Васильевич Смирнов, когда-то живший в этом общежитии. Естественно, он не может не навестить свою первую любовь (маму Коли). Сын Константина Васильевича, Петя, юный гений, лауреат Нобелевской премии, влюбляется в невесту Николая и встречает ответные чувства. Оле мучительно трудно даётся выбор в пользу жениха. Петя уже после бракосочетания Оли и Николая приезжает на празднование с целью пожелать молодым счастья и уезжает вместе с невестой. Оля и Петя счастливо живут за границей, а Коля устраивается работать на завод.

 

        Прежде чем приступить к изучению фильма, попробуйте ответить на следующие вопросы:

 

1. Кто является главным героем фильма?

2. Почему действие фильма разворачивается в общежитии?

3. Почему в начале фильма показан эпизод, когда пожилой человек, выйдя на пенсию, приходит на проходную завода, смеется над всеми, а затем неожиданно умирает?

4. Кого все-таки любила Оля по-настоящему: своего жениха Колю или приехавшего Петю?

5. Почему Оля, когда собиралась поехать вместе со всеми жильцами общежития на праздник по случая подписания договора с японцем, на мгновение остановилась и не захотела поехать? Почему Коля уговорил ее поехать?

6. Почему Коля ударил Олю после того, как увидел, как она целовалась с Петей? Правильно ли поступил в данном случае Коля?

7. Почему Коля пытался покончить жизнь самоубийством?

8. Почему Коля после попытки самоубийства и восстановления отношений с Олей пошел не вместе с ней домой, а с друзьями пить водку? Откуда такая «слепота» в отношениях с любимой женщиной? Ведь именно эта пьянка стала причиной того, что Оля сама пошла к Пете и затем переспала с ним. Не будь этой пьянки, не пошла бы Оля и к Пете.

9. Почему Оля, сохранив девичью честь до приезда Коли, и будучи исключительно порядочной девушкой, уже на второй день знакомства с Петей согласилась с ним переспать?

10. Правильно ли поступил Коля, что в день своей свадьбы сам отдал свою невесту Пете? Ведь Оля не хотела ехать с Петей, она даже заплакала от такого поведения Коли, но последний всё равно настоял на своем. Почему настоял?

11. Почему Оля согласилась уехать с Петей? Она плакала, не веря, что Коля сам ее отдает Пете, но затем согласилась. Каким образом Коля смог «уговорить» Олю?

12. Счастлив ли Коля после того, как Оля стала жить с Петей?

13. Будут ли счастливы в браке Оля и Петя?

14. Почему отец Пети спрашивал у Коли, есть у него мечта или нет? Что такое мечта? Почему важно ее иметь? Что представляет из себя человек, у которого нет мечты?

15. Насколько прав отец Пети, когда объясняет сыну, что за счастье надо бороться?

16. Почему мать Коли не поехала с отцом Пети, если они любят друг друга?

17. Назовите этапы того, как Коля потерял Олю?

18. В чем сходство и разница между русским и японским миллиардерами?

19. Почему фильм имеет такое название?

20. Зачем режиссер вставил сцены с Гореловым, дедушкой и Самсоновым в фильм, если эти герои не связаны напрямую с историей Коли и Оли?

21. В чем главный смысл этого фильма?

 

        Не торопитесь читать рецензию дальше, попытайтесь для начала сами ответить на поставленные вопросы (хотя бы на половину) – неужели Вам самим не интересно, насколько совпадут ответы?..

 

Вопрос первый: «Кто является главным героем фильма?»

 

        Главный герой фильма – это десантник Коля. С него начинается фильм, когда он идет на работу, с него же и заканчивается фильм, когда он снова идет на работу.

        Коля – это типичный русский человек, его поведение и манеры общения свойственны в большинстве своем именно русскому народу. Судьба Коли – это судьба в миниатюре самого русского народа. Поэтому очень важно понять, кто такой Коля, в чем особенность его характера, в чем трагедия личности таких людей, как Коля.

         Коля является десантником, то есть физически крепким человеком, к тому же высокого роста. Его манеры просты и незатейливы, у него в голове нет каких-то задних мыслей. Коля не алкоголик, но пить, а точнее выпивать иногда любит. Будучи не самым обеспеченным человеком, Коля живет в обычном общежитии, в котором комнаты имеют площадь максимум 4х5 и даже меньше.

 

Вопрос второй: «Почему действие фильма разворачивается в общежитии?»

 

         Потому что общежитие – это символ современной нищей России, а так как фильм через главных героев показывает саму Россию и ее жителей, то действие происходит именно в общежитии. На примере жителей общежития показаны и главные трагедии России:

- все без исключения мечтают о благополучной судьбе, а благополучная судьба намертво ассоциируется с материальным благополучием, статусом и карьерой;

- большинство жителей преисполнены завистью к тем, кто материально обеспеченнее;

- русские мужики повально пьют, причем пьют много;

- от халявы люди не отказываются – если дают что-то бесплатно, то берут не задумываясь о последствиях;

- у всех сложился стереотип, что счастье – это богатство и известность, и ради такого счастья и надо жить.

          Но в России есть и положительные моменты – тех, которых нет на Западе:

- люди не чужды к чужим болям и проблемам;

- в России на первом месте коллективное сознание, а не индивидуальное: люди много общаются, в меру своих возможностей стараются помочь друг другу;

- в глубине души для русского человека понятие чести важнее благополучия.

 

Вопрос третий: «Почему в начале фильма показан эпизод, когда пожилой человек, выйдя на пенсию, приходит на проходную завода, смеется над всеми, а затем неожиданно умирает?»

 

         В чем проблема русского человека? Главная проблема – это его гордыня. Гордыня – это демонстрация своего превосходства над другими, и она обязательно связана с поклонением благополучной судьбе. Человек, поклоняющийся благополучной судьбе, обречен умереть несчастным.

         И это очень хорошо показано в самом начале фильма, когда пожилой мужчина, выйдя на пенсию, все равно вышел на работу, хотя знал, что его уже не пустят. Но тогда зачем он пошел? Сиди дома, отдыхай, навещай друзей и родных, читай книги. Но нет, пенсионеру надо обязательно придти на работу и всем показать назло и с усмешкой, что он теперь не работает. Что за феномен русского человека, толкающего его на такой непонятный поступок?

         Причина такого поступка – гордыня, привязанность к благополучной судьбе. Пенсионер вернулся на работу не просто по старой привычке каждый день идти на работу – он пришел в первую очередь показать всем окружающим, своим коллегам по работе, что они плохо живут, что им предстоит сегодня целый день работать, а вот он теперь будет в отличие от них хорошо жить: пойдет обратно, сядет на трамвай и будет отдыхать. Что называется, пусть завидуют! При этом пенсионер подчеркивает, что о таком поступке он мечтал всю свою трудовую жизнь. Все сказанное является признаком огромнейшей гордыни.

         Человек с высокой гордыней обречен, а так как гордыня у пенсионера перехлестывает через край, и как итог – внезапная смерть. Так и не смог человек, получается, пожить хорошо. И тот факт, что рядом с умирающим пенсионером оказался именно Коля, вовсе не случайно – в глубине души Коля является таким же пенсионером и его, судя по всему, ждет такая же участь (любые встречи в нашей жизни, кстати говоря, никогда не являются случайными – это так, к слову). Почему Коля похож на пенсионера? А вот дальше фильм как раз показывает объяснение трагической судьбы Коли, который себя хотя и успокаивает, что «всё будет хорошо», но которого ждет судьба того пенсионера, умершего внезапно в самый первый «счастливый» день своей жизни.

          Гордыня характерна для большинства мужчин нашей страны, и это одна из трагедий России…

 

Вопрос четвертый: «Кого все-таки любила Оля по-настоящему: своего жениха Колю или приехавшего Петю?»

 

          Кого всё-таки любила Оля: Колю или Петю? Разумеется, Колю. И это определяется не только тем, что она его ждала два года, сохранив девичью честь, но и множеством других примеров. Только любящий человек может ценою собственной жизни попытаться спасти жизнь другому – Оля встала на пути автомобиля, когда Коля пытался покончить с собою. Другой пример – Оля искренне плакала перед Колей после его попытки самоубийства – нелюбящий человек так не может плакать. Еще пример – когда в день свадьбы Коля сам повел Олю к Пете, девушка заплакала. Так плакать может только человек, который понимает, что отрекается от настоящей любви. Ко всему прочему заметим, что Оля не раз признается в своей любви к Коле – признается не фальшиво, не ради денег или какой-то выгоды – признается, потому что любит его.

         А тогда какое же отношение у Оли к Пете? Это восхищение его талантом, его незаурядной личностью. Не зря Оля, когда увидела Петю первый раз в университете, смотрела на него таким пристальным взглядом. Но восхищение и преклонение – это не любовь.

 

Вопрос пятый: «Почему Оля, когда собиралась поехать вместе со всеми жильцами общежития на праздник по случая подписания договора с японцем, на мгновение остановилась и не захотела поехать? Почему Коля уговорил ее поехать?»

 

          Потому что перед поездкой Оля почувствовала, что ничего хорошего предстоящая поездка для Коли и Оли не обещает. Чтобы сохранить отношения, Оля не захотела ехать – в этом случае интуиция ее не подвела. В жизни есть очень важное правило – надо верить своей интуиции, потому что наши чувства намного мудрее наших мыслей, мудрее нашей головы. Проблема в том, что нас этому никто не учит, наоборот говорят, что надо обязательно что-то доказать, а если не получается доказать, то и верить «всяким» предчувствиям не надо. Вот только когда что-то произойдет, вернуть события назад уже не получится, а то, что интуиция подсказывала о грядущей опасности, обычно быстро забывается. Именно так устроен человек неверующий, человек, не заботящийся о своей душе и думающийся только о потребностях своего тела.

         Почему Коля не придал интуиции Оле и уговорил ее поехать? Получается, что Коля уговорил Олю сам на свою беду, создав серьезный повод для будущего расставания? Потому что Коля ориентируется на сиюминутную выгоду и удовольствие, у него нет стратегической ценности – забота о своей душе в первую очередь. По этой причине Коля с наивной легкостью согласился на оплату со стороны совершенно незнакомого ему человека расходов на свадьбу, квартиры, машины и красивого костюма. После всех этих незаслуженных подарков появляется еще и дармовая еда и, безусловно, выпивка. Человеку, поклоняющемуся благополучной судьбе, тяжело удержаться от искушения, в данном случае от халявы всего полученного. И Коля из-за наличия тяги к халяве уговаривает Олю поехать. Наивный простачок, который забыл, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке, что всё зарабатывается потом и трудом.

 

…В фильме, кстати, об этом тоже говорится. Когда? Когда миллиардер-японец сидит в гостях у Самсонова и говорит ему: «Вам надо заботиться о сыне, вы его очень сильно любите, поэтому вам надо бросить пить. Я бы мог дать вам денег, но они не принесут вам счастья – незаработанные деньги не приносят счастья».

 

        Может возникнуть вопрос, а как следовало поступать Коле, когда есть кто-то, кто предлагает полностью оплатить свадьбу и при этом к тому же подарить машину и даже квартиру? Ведь зарплатой рабочего на заводе Коля далеко не скоро все это приобретет? Не зря мать Коли так сильно возмущалась, когда узнала о решении сына жениться на Оле – она считала, что Коле следовало выбрать себе более богатую невесту (понять мать Коли можно – всю жизнь она прожила в нищете и в общежитии). В таких случаях надо применить правило – подарки следует принимать такие, которые не вредят душе, которые не ставят тебя в психологическую зависимость от другого человека. Если следовать этому правилу, то Коле следовало отказаться от квартиры, машины и даже расходов на свадьбу – максимум, на что можно было согласиться Коле, так это на помощь в ускорении сроков свадьбы. Кстати, сам Коля позднее это понял (после попытки самоубийства) – не зря в день свадьбы он отказался от подаренного костюма, а вместо этого надел свою армейскую форму десантника. Вот только такие простые и несложные жизненные понятия желательно понимать сразу, а не после трагических уроков из собственной жизни.

 

Вопрос шестой: «Почему Коля ударил Олю после того, как увидел, как она целовалась с Петей? Правильно ли поступил в данном случае Коля?»

 

         Человек с высокой гордыней не может принять унижения и поражения. Любимая женщина унизила Колю в его чувствах, и эту боль Коля не принимает – по его мнению в случившемся виноват кто угодно, но только не сам он. Коля даже не задумывается над тем, что он сам ранее и способствовал случившемуся: согласился на расходы постороннего человека на свадьбу, одел костюм на чужие деньги, да и приехал, чтобы нахаляву поесть и отдохнуть. Настоящий мужчина, увидев свою женщину в объятиях другого мужчины, разумеется, должен вмешаться, но не унижать при этом женщину – выяснить причины произошедшего следовало позже, дома и на «холодную» голову. Коля же своей пощечиной поступил прямо наоборот – типичная позиция человека с высокой гордыней.

 

Вопрос седьмой: «Почему Коля пытался покончить жизнь самоубийством?»

 

        Коля до встречи с Петей считал себя мужчиной, но, встретив Петю, получил унижения сразу по двум главным инстинктам: инстинкта продолжения жизни (ревность) и инстинкта сохранения жизни (гордыня). Неверующий человек, каким является Коля (да и вся Россия в частности, герой фильма показан лишь как типичный пример), не может принять такие унижения, ему легче умереть, чем показаться в чужих глазах и в собственных слабым и проигравшим.

         Как получил унижение Коля с точки зрения инстинкта продолжения жизни? Когда его любимая женщина целовалась с другим мужчиной.

        Как получил унижение Коля с точки зрения инстинкта сохранения жизни? Коля считал себя сильным человеком (все-таки десантник), а какой-то худощавый парень, ниже его ростом, победил его в драке, да еще на глазах любимой женщины.

         Как получил унижение Коля от этих двух инстинктов сразу одновременно? Когда его любимая женщина упрекнула его сначала в физической слабости перед Петей («Петю не смог одолеть, а еще десантник!»), а затем метко заметила, как Коле нравится все халявное (костюм, машина). Такой упрек, граничащий с усмешкой, от любимой женщины Коля не выдержал – ведь он не привык проигрывать, не умеет признавать своего поражения с достоинством. Это и явилось причиной попытки самоубийства.

 

Вопрос восьмой: «Почему Коля после попытки самоубийства и восстановления отношений с Олей пошел не вместе с ней домой, а с друзьями пить водку? Откуда такая «слепота» в отношениях с любимой женщиной? Ведь именно эта пьянка стала причиной того, что Оля сама пошла к Пете и затем переспала с ним. Не будь этой пьянки, не пошла бы Оля и к Пете».

 

         Коля, как уже было сказано, не умеет проигрывать с достоинством. Оля спасла Колю от смерти, но спасла его тело, а не душу. А вот душа у Коли поражения так и не приняла. Боль осталась, и чтобы хоть как-то от нее избавиться, Коля пошел пить с друзьями. Сам  того не понимая, Коля со своей стороны создал еще один шаг к тому, чтобы их отношения с Олей прекратились. Коле бы пойти спокойно с Олей домой, благо после попытки самоубийства отношения  у них полностью восстановились (этот момент хорошо показан в фильме), но человек с программой самоуничтожения, сам того не понимая, из всех вариантов выберет для себя самый наихудший – это закон человеческой души.

 

Вопрос девятый: «Почему Оля, сохранив девичью честь до приезда Коли, и будучи исключительно порядочной девушкой, уже на второй день знакомства с Петей согласилась с ним переспать?»

 

         Этот вопрос более сложен, чем может показаться на первый взгляд. И причина этому вовсе не Петя, как кажется. Да, Петя покорил Олю с первого взгляда еще в университете, показав свои блестящие знания в науке. Затем Петя покорил Олю умением играть на пианино, поддерживать интересный разговор, быть привлекательным для девушки. Петя ко всему прочему красив и молод. Ну и, разумеется, материальная состоятельность Пети тоже много значат для любой девушки. Любая девушка видит в мужчине в первую очередь отца своих будущих детей, и с этой точки зрения Петя является куда лучшим кандидатом, чем Коля. Но, тем не менее, вовсе не Петя являлся причиной будущей близости Оли и Пети? Тогда что же?

         Это показано в самом начале фильма. Оля до приезда Коли из армии оставалась девственницей, то есть она не вкусила до Коли так называемый «запретный плод» – одно из высших удовольствий для любого человека. У Оли до приезда Коли был некий нравственный барьер от этого искушения (соблазна), и именно этот барьер и делал Олю очень привлекательной для любого мужчины. Коля, приехав из армии, вступил до свадьбы в интимную связь с Олей и невольно пробил этот нравственный барьер. Чувственной и темпераментной женщине, какой является Оля, теперь будет намного тяжелее себя удерживать от подобных соблазнов. Разумеется, если кто-то ей предложит банальный секс, она откажется, а вот если кто-то начнет красиво ухаживать, говорить комплименты, да еще и окажется с богатым кошельком, удержаться будет очень тяжело. Оля, к сожалению, не удержалась. А ведь если предположить, что Оля до свадьбы сохранила свою девичью честь, то вряд ли бы она сама пошла к Пете к нему в общежитие – трудно представить, что Оля могла решиться на такой поступок, не имея соответствующего опыта, пусть и небольшого. Так что в случившемся ответственность лежит даже не на девушке, а опять же на Коле.

          А почему Коля в первый же день приезда из армии переспал с Олей? Казалось бы, нет никаких причин не идти на это: оба любят друг друга, оба знают друг друга не первый год, оба хотят создать семью и иметь детей. Прекрасные мечты, в них ничего нет плохого, но в жизни есть очень важное правило – всему своё время, не надо торопить события, «поспешишь – людей насмешишь». Сделаешь что-то раньше положенного, обязательно произойдет тот один из миллионов случаев, который накажет за спешку.

          Сказанное как нельзя лучше относится к Коле и Оле. Не зря во все времена у всех народов мира девушкам нельзя было вступать в интимную связь до замужества. Это являлось главным залогом сохранения крепкой семьи. Нас этому сейчас в России не учат, и это одна из трагедий России.

 

Вопрос десятый: «Правильно ли поступил Коля, что в день своей свадьбы сам отдал свою невесту Пете? Ведь Оля не хотела ехать с Петей, она даже заплакала от такого поведения Коли, но последний всё равно настоял на своем. Почему настоял?»

 

           Коля, само собой, поступил неправильно. За свою любовь надо бороться до конца, даже ценою своей жизни, если это потребуется. За свою любовь надо бороться, даже если все обстоятельства складываются против тебя. Коля же поступил прямо наоборот – он сам демонстративно отрекся от своей любви. Любимая девушка плачет, она не хочет его бросать (дело даже не в том, что они уже поженились), но Коля находит такие убийственные слова, которые «ломают» даже Олю.

           Откуда такое поведение Коли? Почему он разрушает собственную семью? Что это за программа самоуничтожения, с которой не могут совместно справиться два любящих друг друга человека? Как назвать всё происходящее одним словом?

            ГОРДЫНЯ. Это то качество, которое для Коли является важнее любви, ради которого Коля мучает себя и других, из-за которого Коля разрушает собственную семью. Как проявилась гордыня в этом эпизоде, ведь Колю никто не унижал за свадебным столом? Это очень тонкий психологический момент.

           Коля унижен тем, что в день свадьбы Оля думает не о нем, красивом и сильным (каким себя представлял Коля до последнего момента), а о каком-то Пете. Коля унижен тем, что Петя в глазах Оли является более уважаемым мужчиной, чем он сам. Поэтому Коля отдает Олю Пете. Но Коля унижен еще и тем, что не может дать тех материальных благ, которые имеет Петя, поэтому не просто отдает Олю Пете – он сначала разворачивает машину Петю и почти силком сажает туда Олю. Поведение Коли кажется необъяснимым для нормального и любящего человека, но вполне логичным для гордеца – гордецу легче умереть, чем признать своего поражения или свою слабость, гордецу легче мучиться всю оставшуюся жизнь, чем признать свое несовершенство…

           Обратим внимание, что Коля позднее, уже после женитьбы Оли и Пети, в своей голове представляет, как они стали нищими и просят подаяние. Почему такие мысли возникают у него? в чем их причина? что их подпитывает?

            Согласимся, что режиссер вставил в конце фильма очень интересный эпизод. Так почему Коля так представляет?

            Ответ тот же – гордыня. Коля не принимает своего поражения, ему хочется хотя бы на время почувствовать, как Оля горько сожалеет о своем неправильном выборе, как Оля бросится ему на шею и скажет что-то следующее: «Да, да, я была не права, мне надо было за тебя выходить замуж. Какая же я дура, Коля! Прости меня!»

           Типичные мечты гордеца...

 

Вопрос одиннадцатый: «Почему Оля согласилась уехать с Петей? Она плакала, не веря, что Коля сам ее отдает Пете, но затем согласилась. Каким образом Коля смог «уговорить» Олю?»

 

            Оля любила не Петю, а Колю, поэтому и плакала, когда Коля отдавал ее Пете. Да, Петя ей откровенно нравился, она восхищалась его интеллектом и обаянием, но любила она всё равно Колю. И Коле, чтобы Оля ушла от него, надо было найти такие слова, которые могли растоптать эту любовь. Проблема для Оли заключалась в том, что Коля как раз нашел такие слова – своими речами и действиями он показал Оле, что его собственная значимость, его личный статус значат для него больше, чем любовь к Оле. То есть Коля показал, что для него личный эгоизм важнее любви. Это и «сломало» Олю.

 

- Я не могу так, Коля! Нет, нет! – заплакала Оля.

- Я-я же-е могу! – холодными словами возразил Коля. – Ты поезжай, у тебя другая жизнь начнется, а за меня не волнуйся. Устроюсь на завод, утром на работу, вечером домой, по выходным на рыбалку или за грибами, женюсь на ком-нибудь, всё будет хорошо сестренка…

 

         А ведь Коля, если бы не его гордыня, мог на свадьбе по поводу приезда Пети просто промолчать или, к примеру, сказать Оле примерно следующее: «Ты знаешь, я же не слепой, я вижу, зачем приехал Петя. Я не могу как Петя дать тебе таких благ, поэтому я тебя понимаю и силком заставить жить со мною не желаю – решай сама, кого любишь, что для тебя важнее и с кем собираешься жить. Решишь уйти к Пете – мешать твоему счастью не буду, и за меня не переживай, не надо меня жалеть. Все, что могу тебе сказать сейчас – если останешься со мною, то постараюсь сделать тебя счастливой, потому что я тебя люблю».

        После таких слов Оля, разумеется, не села бы в машину Пети, а спустя уже пару месяцев после этих событий всё произошедшее Коля и Оля вспоминали бы как явное недоразумение…

 

Вопрос двенадцатый: «Счастлив ли Коля после того, как Оля стала жить с Петей?»

 

           Разумеется, нет. Себе можно говорить всё что угодно, можно привести себе тысячу, нет, миллион доводов того, что ты счастлив, но если ты отрекся от любви, человек в действительности несчастлив. Как это показано в фильме? Потому что Коля часто вспоминает Олю и думает о ней. Хотим мы того или нет, но мы больше всего думаем о тех, кого любим. Это, кстати, и есть показатель настоящей любви – о ком мы больше всего думаем, того мы и любим (сказано так, на заметку).

 

Вопрос тринадцатый: «Будут ли счастливы в браке Оля и Петя?»

 

         С точки зрения обычной человеческой логики Оля и Петя будут счастливы. Почему? Потому что у них есть материальный достаток, а так как современный мир живет исключительно статусом и достатком, то подавляющее большинство граждан страны посчитают брак Оли и Пети счастливым. Но это в действительности не так. Почему?

         Потому что есть простые формулы жизни: «нельзя построить свое счастье на несчастье другого», «можно обмануть других людей и даже самого себя, но любовь обмануть нельзя». Петя и Оля в действительности не любят друг друга.

         Почему Оля не любит Петю? Потому что, как уже было сказано, Оля любит Колю, а к Пете у нее только восхищение, преклонение его незаурядными качествами.

         Почему Петя не любит Олю? В фильме это тоже показано – он переспал с ней на второй день знакомства. Любящие люди так не поступают, а вот страстные и невоздержанные как раз именно так и поступают. Пете нравится в Оле ее красота, ее порядочность (даже отец Пети указал на порядочность Оли), ее некая чарующая привлекательность. Но всё перечисленное не является любовью…

          Следует заметить, что подавляющее большинство людей (более 90%) не согласятся с вышеприведенными словами. Это закономерно. Почему? Потому что люди в основном ориентируются в своей жизни на построение благополучной судьбы, а не на заботу о своей душе. В нашем обществе, да и всем мире, чего греха таить, сложился опаснейший стереотип: раз человек добился больших высот, добился благополучия, то это и есть настоящее счастье, а все эти сердечные дела, что называется, «стерпится-слюбится».

         Так, на заметку, можете после просмотра фильма сразу спросить, будут ли счастливы Оля и Петя или нет? Если человек, который не читал эту рецензию, ответит утвердительно,  то можете сделать вывод, что человек живет головой, ну а если возразит, то похвально: человек живет сердцем, то есть с душой у него всё в порядке. Данный тест весьма хорошо покажет душевные ценности человека.

           Некоторые пытаются возразить, что Оле, этой очень интеллигентной девушке (изучает иностранные языки, поет, играет на пианино), будет неинтересно жить с Колей, у которого и образования то нет. Как жить таким девушкам с такими необразованными мужчинами? Неужели им следует нести свой «крест» до конца своих дней только по тому, что они их любят? А жить с такими мужчинами надо очень просто: не отрекаться от любви к ним, любить их, беречь, рожать детей и помогать своим мужьям стать лучше, стать более интересными для них.

 

Вопрос четырнадцатый: «Почему отец Пети спрашивал у Коли, есть у него мечта или нет? Что такое мечта? Почему важно ее иметь? Что представляет из себя человек, у которого нет мечты?»

 

         Мечта – это то, к чему стремится человек порою вопреки всему, порою в ущерб своим сиюминутным интересам, порою наперекор мнению других людей. Мечта заставляет человека отдавать внутреннюю энергию туда, откуда вполне возможно не будет обратной отдачи – ведь можно всю жизнь мечтать, но так и не реализовать ее. Но зачем тогда человеку мечта?

          Потому что мечта переносит ценности человека с материального на некий более высокий уровень – на тот, на котором человек не сломается из-за материальных потерь, из-за потерь любимых людей, из-за предательств и измен. Мечта – это то, что отличает человека от животного, ведь у животных одна мечта – вкусно поесть и позаниматься сексом, да еще и дом себе комфортный построить. Больше никакой мечты у животных нет. Человек тем и отличается от животных, что у него есть более высокие ценности. Поэтому по наличию или отсутствию мечты  можно судить о возможностях человека, о его духовном уровне. Не зря отец Пети, крупный бизнесмен, первым делом определяет, какая у человека мечта. Тем самым отец Пети пытается определить внутренний запас энергии человека: есть мечта – значит запас большой; нет мечты – запаса нет, человек больше похож на животное и с ним нечего иметь отношений.

          Но тогда сразу возникает вопрос: ведь не все люди имеют мечту, а как им жить тогда? не все могут стать миллионерами, им что делать? как жить в нашем фильме Коле, у которого нет явно выраженной мечты? как следовало жить тому пенсионеру, который умер на проходной завода?

          Если нет мечты, если не получилось добиться благополучия, то ничего страшного в этом нет, а жить можно, следуя всего одной фразе: «Честно живи, ни о чем не тужи». Именно этим принципом живут праведники, а праведная жизнь, это сказано во всех священных книгах,  важнее любых человеческих целей и достижений: благополучия, мечты, статуса, уважения, семьи, детей и всего, чего угодно. Так что не всё так плохо для тех людей, у которых нет мечты, как это пытается объяснить отец Пети своему сыну.

 

Вопрос пятнадцатый: «Насколько прав отец Пети, когда объясняет сыну, что за счастье надо бороться?»

 

            Диалог Пети и его отца очень показателен, и его стоит воспроизвести – именно этот диалог показывает жизненные ценности и приоритеты отца Пети и самого Пети.

 

- Иди и забери ее оттуда и не ной! Ты о девушке подумай, ей каково? Она ведь тебя тоже любит! Петя, мир состоит из умных и глупых, из сильных и слабых, из тех, кто может свою судьбу перевернуть, и из тех, кто плывет по течению. Вот я смог, ты смог, а Коля этот нет – у него мечты нет! Не заработал он этой девушки, не заслужил!

- Да разве можно счастье заработать?!

- Да, можно! И нужно! Понимаешь?! Ты думаешь, почему она тебя любит?! За красивые глаза, что ли? И не только и не за папины денежки, иначе бы не ушла сегодня от тебя утром. А потому, что с тобой интересно, ты умнее, ты другого полета личность, чем он! Я тебя не захваливаю, просто так оно и есть. А если отказалась от тебя, от лауреата, значит человек порядочный. Упустишь – другой не найдешь! Сам решай, тебе жить!

 

           В чем прав отец Пети и в чем он ошибается? Согласимся, не так легко в этом разобраться.

          Отец Пети прав в том, что за счастье надо бороться. И пословица тому есть: «каждый человек сам кузнец своего счастья». Но во всем есть нюансы, незаметные на первый взгляд. Что такое счастье? Счастье – это когда человек раскрыл свою душу в полной мере, когда душа его ориентируется на Божественную любовь как на высшую ценность. Вот за такое счастье надо бороться. Если душа ориентируется на любовь, то у такого человека всё будет в порядке: и любимый человек будет рядом, и дети будут, и интересная работа, и друзья, и хобби. Если человек подразумевает под словом «счастье» как первое звено именно любовь в душе, то сказано всё правильно.

          А вот если человек подразумевает под словом «счастье» некий человеческий аспект (любимый человек, карьера, статус, материальное положение, лучший в мире и т.д. и т.п.), то картина получается прямо противоположной. Но именно такому счастью и учит отец Пети своего сына – отец Пети считает, что раз Коля не имеет мечты, то он недостоин Оли, а вот Петя как раз интересен Оле тем, что у Пети есть мечта, он умен, интересен и т.д. Отец Пети считает, что раз у Коли нет мечты, а у Пети мечта есть, Петя интересен Оле, то, следовательно, Оля любит не Колю, а именно Петю. Вот такой вот поверхностный и прагматичный подход к определению того, что такое любовь.

          В данной ситуации отец Пети не прав – то, что он считает любовью Оли к Пете, есть не что иное как восхищение перед интересной личностью, преклонение перед его талантом, но это еще не любовь. Отец Пети не прав – он считает, что Оля не любит Колю, потому что у Коли нет мечты, но любовь и мечта не всегда связаны между собою – любовь тем и отличается от других качеств, что порою любишь человека не за что, безо всякой причины, без повода для любви, но все равно любишь (в таких случаях говорят, что любовь от Бога, а за что и почему, непонятно). Отец Пети не прав, когда считает, что Оля ушла от Пети из-за своей порядочности – она ушла от Пети, потому что в глубине души понимает, что любит Колю, а к Пете у нее совсем другие чувства. Другими словами, отец Пети то, что является восхищением и преклонением, принимает за любовь, а то, что для девушки действительно является любовью, принимает за порядочность. Типичный подход умного и волевого человека, но который уже не чувствует Божественной логики во всем происходящем, у которого понятие любовь подменено понятиями страсти, восхищением и другими человеческими качествами.

         Обратим внимание, что если бы Оля не любила Колю, то отец Пети был бы абсолютно прав – за такую девушку, как Оля, надо бороться до конца и до последней возможности. А вот если Оля любит какого-то другого человека, то ситуация уже другая – нельзя построить свое счастье на несчастье другого. Отец Пети истинные чувства девушки не учитывает в своих логических выкладках. Этого, кстати заметить, порою не учитывает почти каждый, привыкший жить человеческой логикой, привыкший жить головой, а не сердцем.

 

Вопрос шестнадцатый: «Почему мать Коли не поехала с отцом Пети, если они любят друг друга?»

 

          Отец Пети, встретив свою первую любовь (именно первую, ибо мать Коля сама сказала, что отец Пети являлся для нее «первым» мужчиной), предлагает ей уехать вместе с ним. Разумеется, жизнь после этого станет для женщины совсем другой: вместо общежития какой-нибудь роскошный коттедж, вместо гражданского мужа-алкоголика крупный и уважаемый бизнесмен, вместо дешевой водки на столе дорогой коньяк и т.д. и т.п. Но от всего этого женщина отказывается, хотя реальных причин тому не было. Почему женщина отказалась? Это просто удивительно, потому что она сама только и мечтает о благополучной судьбе – это показано в фильме по сцене, когда она очень возмутилась, узнав, что ее сын Коля женится на какой-то простой Оле. Так почему сама отказалась?

          Удивительно, но факт – интуиция у женщины оказалась на очень высоком уровне: «Не заслужила я тебя, Костя, не заслужила!» Слова сказаны в самую точку. Надо было раньше верить этому мужчине, поддерживать его и помогать ему, то есть не отрекаться от любви к нему. Мать Коли, судя по всему, в молодости разочаровалась в отце Пети, как-то унизила словом (скорее всего) или насмехнулась над его способностями и возможностями, то есть другими словами в своей душе отреклась от любви к нему. После отречения от любви счастья уже не будет – мать Коли это чувствует и понимает, и потому отказывается от заманчивого предложения.

           Обратим внимание на еще один интересный момент взаимоотношений отца Пети и матери Коли, который показан в фильме мимолетом, и потому ему можно не придать должного значения. Мать Коли пришла на вечер, устроенный отцом Пети по случаю подписания договора с японцем, в своем самом лучшем платье (красного цвета). Пусть это и не самое красивое платье в глазах отца Пети – ну не нет у нее другого платья, она одела лучшее из того, что имела в своем гардеробе. Но избалованный деньгами отец Пети этого не понимает и потому сказал своему охраннику («дяде Вове»), что она вырядилась как «дура», добавив затем еще много нелицеприятных слов в ее адрес. Настоящие любящие люди так не поступают. В своих словах отец Пети раскрыл свое истинное лицо – он может улыбаться с матерью Коли и перед ее гостями, улыбаться и остроумно шутить («Руку подыми и затем опусти ее резко»), может угощать и играть на гитаре, но при этом он позиционирует себя выше их всех, в глубине души он надменен и высокомерен над ними. Так что не всё хорошо у тех людей, у которых появляются много денег и добиваются высокого положения – об этом не стоит забывать тем, кто стремится к деньгам и статусу.

 

Вопрос семнадцатый: «Назовите этапы того, как Коля потерял Олю?»

 

         Если рассмотреть этапы того, как Коля потерял Олю, то они будут следующими. Здесь не рассмотрена глубинная причина душевного характера Коли, из-за которого Коля расстался с Олей. Ниже перечислены лишь те моменты из жизни, которые имели место, и которые являлись лишь следствием душевного состояния Коли.

 

        1. Приехав из армии, Коля сразу же переспал с Олей. «Не торопи события, поспешишь – людей насмешишь» - об этом уже было сказано выше.

        2. Коля, встретившись с отцом Пети, согласился на материальную поддержку от незнакомого ему человека: квартира, костюм, расходы на свадьбу, а затем и новый автомобиль. «Подарки следует принимать только такие, которые не вредят душе, которые не ставят тебя в психологическую зависимость от другого человека» - Коле следовало с самого начала ясно дать понять отцу Пети, что в своей жизни он всего добивается сам, без сторонней помощи. Об этом тоже было сказано выше. Кстати, позднее Коля отказался и от квартиры, и от машины, и от костюма – честь и хвала ему за это, но только это надо делать сразу, а не после появления проблем.

        3. Коля настоял на том, чтобы поехать с Олей в гости к отцу Пете на праздник (на подписание контракта с японцем). Оля интуитивно не хотела ехать, но Коля настоял. Тяга к халяве (бесплатная еда и выпивка) стала очередным шагом к потере любимого человека.

        4. Коля ударил Олю за то, что она целовалась с Петей. Умей признать свое поражение хотя бы в малом – не сумеешь признать в малом, потеряешь еще больше. Это старинная истина, можно даже не комментировать.

        5. Коля после попытки самоубийства пошел не с Олей домой, а решил напиться с друзьями (опять же нахаляву – после приезда Горелова). Оставить любимую девушку в тот момент, когда только-только наладились отношения, когда как никогда девушке нужна поддержка и забота – верх беспечности и эгоизма. Надо уметь правильно расставлять приоритеты в жизни – отдыхай с друзьями, но когда у тебя всё нормально в семье.

        6. Коля в день свадьбы сам отвел Олю к Пете – исключительно глупый и беспечный шаг. Если рыцари в Средних веках на турнирах с риском для жизни бились между собою и готовы были погибнуть ради любимых женщин, лишь бы любимая им женщина обратила на них внимание и, к примеру, оставила своего прежнего возлюбленного, то Коля поступает прямо наоборот – Коля сам отдает свою «принцессу» другому «рыцарю»: ему, видите ли, не понравилось, что Оле понравился какой-то другой мужчина, кроме Коли. Просто феномен какой-то, но это только на первый взгляд: Коля не понимает, что мало понравится женщине один раз, за любовь и внимание женщины мужчине надо бороться, причем бороться до конца своей жизни, каждый раз ей доказывая, что именно он ее мужчина. Коля отказывается от борьбы, потому что в действительности эгоист.

 

          Оценивая Колю, возникает вопрос и к Оле: а как ей следовало поступать, чтобы сохранить отношения? Роль Оли в распаде отношений вторична, но она, разумеется, есть (в личных отношениях ответственность делится примерно пополам – «танго танцуют двое»).

          Ответ примерно следующий: дорожить девичьей честью до свадьбы, даже если тебе хочется с ней расстаться; верить своей интуиции и никуда не ехать, если даже тебя просят поехать; быть снисходительнее к мужчинам, уметь не обращать внимания на маленькие недостатки, а вместо этого ценить в мужчинах их самое главное качество: Коля при всех своих недостатках, если бы кто-то попытался обидеть Олю, горой бы встал на ее защиту и не раздумывал последствиях для своей жизни – он всё-таки мужчина, не «маменькин сыночек» (настоял на женитьбу, несмотря на протесты матери), не «тряпка» и не подкаблучник. Обратим внимание, как в начале фильма, когда Коля служил в армии, он отказался стирать одежду так называемым «дедам», защищая тем самым свою мужскую честь (вместо того, чтобы стирать чужие брюки, Коля одел их на голову «деду», после чего, разумеется, началась драка). Кроме того, что очень важно, для Коли понятие мужской чести важнее и благополучия – ведь он вернул Пете ключи от квартиры и машины.

Но Олю никто не учил ценить и дорожить в мужчинах в первую очередь не их ум и интеллект, а их главное мужское качество (честь), и в этом заключена еще одна трагедия России…

 

Вопрос восемнадцатый: «В чем сходство и разница между русским и японским миллиардерами?»

 

         В фильме показаны два мультимиллиардера: русский Василий и японец. В чем между ними сходство? В том, что оба имеют колоссальное по обычным меркам состояние, но этом сходства заканчиваются. А вот различий между ними очень много?

        Почему японец-миллиардер постоянно носит с собой самурайский меч катану? Почему японский миллиардер прежде чем подписать контракт требует открытия Дисней-ленда, а при этом русский миллиардер не понимает смысла этого парка? Почему русский миллиардер, придя к своим старым знакомым, первым делом одаривает всех подарками налево и направо, причем дорогими, а японский подарки не делает, а вместо этого привозит своих врачей?

          Обычно мало кто обращает внимания на разницу двух миллиардеров, а разница весьма показательна. Так в чем же разница?

          Дело в том, что русский миллиардер живет, как и большинство русских людей в России, благополучной судьбой, выражаемой материальным достатком, статусом и славой. Поэтому в понимании русского миллиардера лучший подарок для бедных людей – это сделать для них материальные подарки: пиджак, квартира и машина для сына любимой женщины, бесплатная выпивка и еда, и прочее и прочее и прочее. То есть для русского миллиардера человек – это кусок тела, а потому настоящее счастье для человека – это то, что является благом для тела.

          А как живет японский миллиардер? Он ассоциирует себя не с деньгами, статусом и славой, а с духом самурая, поэтому он и носит постоянно рядом с собой главный символ самурая – катану.

 

…Согласно древним японским традициями настоящий самурай никогда не должен расставаться со своим мечом катаном – где бы не находился самурай, его меч должен находиться рядом, ибо катана – это, согласно древним верованиям, душа самурая. Катана передается из поколения  в поколение, от отца к сыну, от сына к внуку, и бережется самураем как самое святое – меч необходим, чтобы иметь возможность в любой момент наказать того, кто оскорбит честь самурая.

 

          Японец миллиардер, если потребуется, отдаст свою жизнь ради спасения своей чести – если кто-то, к примеру, плюнет ему в лицо, то он не станет долго раздумывать, кто стоит перед ним, а просто возьмет катану и зарубит обидчика. Может быть, это и окажется хуже для самурая по российским меркам, но только не для самого самурая – для самурая лучше умереть, чем обесчеститься в собственных глазах.

          Самурай в каждое мгновение своей жизни живет в первую очередь не материальной выгодой, а кодексом бусидо, поэтому настоящий самурай никогда не подымит руку или меч на женщину или на ребенка, а если кто-то попытается это сделать, то придет на помощь и защитит женщину или ребенка.

          Японец в первую очередь является самураем, а не коммерсантом, поэтому он и требует перед заключением крупного контракта открытие сначала Дисней-ленда. Русский миллиардер, глядя в телевизор приезд японца, никак не может понять значение открытия Дисней-ленда. Почему русский не понимает? Потому что русский миллиардер мыслит поверхностно, он всё привык мерить деньгами и выгодой, а вот японский мыслит стратегически, он сначала задумывается о душах людей, пусть даже и не японцев, а только потом о своей коммерческой выгоде.

           Такое разное отношение проявляется у двух миллиардеров постоянно. К примеру, японский миллиардер, видя, что Самсонов является алкоголиком, не дает ему денег, объясняя Самсонову это тем, что незаработанные деньги не делают людей счастливыми, а вместо этого пытается помочь душе Самсонова, вылечивая его от пьянства. Почему японец так поступает? Потому что если душа у Самсонова придет в норму, то затем и заработок появится. Не сразу, но появится. Поэтому японец не разбрасывается деньгами, не спаивает людей бесплатной водкой и не развращает дармовой едой, как русский миллиардер, но зато вместо этого очень чуток к людям с точки зрения помощи их душам – но так и должно быть на самом деле для каждого человека независимо от его статуса и состояния.

          Чтобы лучше почувствовать разницу, представим, что в гости к матери Коле приехал не русский миллиардер со своим сыном, а японский миллиардер и тоже со своим сыном. Вне всякого сомнения, разговор старых друзей состоялся бы совсем в другом ключе: не подарками квартирой, машиной и пиджаком, а, скорее всего, к примеру, как помочь Коле с получением образования и достойной работы. В этом заключена главная разница между русским и японским миллиардером: русский живет интересами тела, а японец живет ценностями души; поэтому русский может непочтительно отозваться о любимой женщине, а японец такое себе никогда не позволит – потому что в глубине души он воин, он защитник женщин и детей, потому что для него честь важнее собственной жизни и всех внешних материальных благ.

 

Вопрос девятнадцатый: «Почему фильм имеет такое название?»

 

              Если человек не отрекается от любви, то всё будет хорошо! Да, на первых порах тяжело, порою очень, но если упорно держаться за любовь в душе, то всё будет хорошо. Это показано на примерах трех семей.

            Пример первый. Незаурядный музыкант Горелов бросает всё и едет в Москву с одной гитарой в руках, надеясь добиться своего признания как певца. В его мечту из его знакомых никто не верит – согласимся, что в современное время без блата и денег подобное невозможно. Но Горелов упорно идет к своей цели и добивается своего – он становится знаменит на всю страну. В эту историю обычному зрителю не верится, но почему во время просмотра фильма показанное кажется справедливым и логичным. Почему? Потому что Горелов, даже добившись своей цели, не отрекается от любви – ровно через год, как и обещал, он возвращается к своей любимой девушке. Заметим про себя, что если бы Горелов не вернулся к девушке, ощущения справедливости мы бы не испытали. Вывод: не отрекайтесь от любви, и всё будет хорошо!

           Пример второй. Одинокий старик, не имея детей и возможности ходить, мечтает увидеть свою любимую жену. Получив от нее письмо, он хочет с ней встретиться, но у него нет сил передвигаться. Но ради своей любви старик готов пойти на всё, даже погибнуть, если это потребуется. Рискуя собственной жизнью, старик зацепляется альпинистским крюком за грузовик и едет в инвалидной коляске за грузовиком к любимой женщине за 200 километров от дома. За такой подвиг он будет вознагражден сполна – старик не только встретится со своей единственной, но они оба встанут на ноги и будут даже вместе танцевать. И снова испытываем ощущение справедливости от показанного. Вывод: не отрекайтесь от любви, и всё будет хорошо!

         Пример третий. В семье Самсонова большая проблема – глава семейства много пьет, что самым худшим образом сказывается на их единственном сыне. Но у Самсонова, бывшего десантника, есть одно редкое качество – в глубине души он не превратился в последнего пьяницу, он остается МУЖЧИНОЙ, он очень любит своего сына (играет с ним на трезвую голову), любит всей душой и по-настоящему, и ради своего сына готов умереть. Это хорошо показано по драке в театре. Чтобы сын посмотрел нормально спектакль, Самсонов-старший принимает неравный бой. Самсонов знает, что обречен проиграть, но со словами «Пусть посмотрит!» бой всё равно принимает – принимает только для того, чтобы сын хотя бы чуть-чуть, но посмотрел первый в своей жизни настоящий спектакль.

         Не отрекайтесь от любви, и всё будет хорошо! Японец-миллиардер, поняв причину того, почему один русский мужик так ожесточенно борется против шести-восьми здоровенных охранников, согласно японскому кодексу Бусидо, не раздумывая вынимает длинный самурайский меч катану и встает на сторону Самсонова. Здоровые охранники, умеющие драться лишь «семеро против одного», оказались напуганы перед схваткой против настоящего самурая. Так драться они не привыкли!

          Показанную сцену невозможно смотреть без смеха, ибо здесь показаны одновременно русская глупость и подхалимство. Где показана глупость? Когда здоровые охранники, решая конфликт обычной грубой физической силой, даже не пытаются понять ни причину упрямства Самсонова, ни учитывать особенности японского менталитета (в Японии забота о детях превыше всего) и это в тот момент, когда японец может вот-вот подойти. Такое ощущение, что охранники вообще не умеют думать – только драться.

          Где показано подхалимство? Когда начальник охраны, увидев японца-миллиардера с мечом, стоящих напротив японца испуганных охранников, лежащего рядом избитого до крови Самсонова и смотрящего на ложе маленького мальчика, сразу всё понял (оказался не из глупых, это надо признать) и немедленно принял сторону Самсонова, громко и демонстративно начал ругать и материть своих охранников, ясно тем самым пытаясь угодить японцу, оправдывая всё тем, что его охранники оказались настоящими «идиотами», ничего не понимающие в жизни, хотя – в фильме это не показано – скорее всего именно он сам до спектакля и отдал жёсткую установку убирать по пути японца всех людей, которые могут нарушить официальный протокол встречи…

           Самсонов встал за своего сына, не отрекся от любви в своей душе, он повел себя как настоящий самурай. Да, Самсонов пьет, но в душе своей он остался мужчиной. Японец оценил это уже редкое в наше время мужское качество, и как в знак уважения (самурай уважает «самурая»!) вылечил его сначала от пьянства, а затем даже пригласил в Японию. Вывод: не отрекайтесь от любви, и всё будет хорошо!

 

Вопрос двадцатый: «Зачем режиссер вставил сцены с Гореловым, дедушкой и Самсоновым в фильм, если эти герои не связаны напрямую с историей Коли и Оли?»

 

            История Коли и Оли – это трагическая история отречения двух любящих людей друг от друга: мужчина отрекся от любви из-за своей гордыни, из-за неумения признавать свои слабости, из-за тяги к халяве, из-за неумения элементарно заботится о девушке (говорить комплименты, хотя бы иногда признаваться в любви, дарить цветы); женщина отреклась от любви  из-за поклонения благополучной судьбе, уму, интеллекту и образованности.

           Если бы фильм состоял только из истории Коли и Оли, то зрители увидят трагедию, но не знают, как следует поступать главным героям, чтобы сохранить свою любовь. Когда показываются только ошибки людей, возникает уныние и состояние безысходности. Такой фильм вреден для просмотра – нет ответов на возникающие вопросы: а где же «выход»? а как следовало поступать?

          А вот ответы на поставленные вопросы как раз и дают три эпизода с Гореловым, дедушкой и Самсоновым – не отрекайтесь от любви, и всё будет хорошо!

 

Вопрос двадцать первый: «В чем главный смысл этого фильма?»

 

           А он уже дан в прошлых вопросах – не отрекайтесь от любви, и всё будет хорошо! И в конце фильма зритель испытывает катарсис (ощущение высшей справедливости, некоего состояния закономерности и логичности всего произошедшего, подсознательное устремление к любви и одновременной отрешенности от всех человеческих аспектов), потому что в фильме есть диалектика: на примере Горелова, дедушки и Самсонова показаны люди, которые не отрекаются от любви и которые потому становятся счастливыми, а вот на примере Коли показано наоборот: человек, отрекающийся от любви, становится несчастен и потому обречен – главный герой фильма Коля хотя и пишет Оле, что «всё будет хорошо, сестренка», но в действительности он очень несчастен, и его судьба, судя по всему, будет такой же, как и у пенсионера в начале фильма…

 

С уважением Храмов Сергей Юрьевич, г. Чебоксары,

28-31 июля 2015 г.