chramov1@rambler.ru

«Все ушли на фронт»

         Из всех видеороликов «9 мая. Личное отношение-2009» наиболее сильное впечатление оставляет «Все ушли на фронт». Самый сложный вопрос, который преподносится в этом ролике, это когда отец девушки, пытаясь отговорить дочь от ее желания идти на фронт, говорит: «Ты же у меня одна!». На этот вопрос дочь неожиданно отвечает: «Именно поэтому я иду».

        Как понимать слова этой девушки? Ее слова трактуются таким образом: если бы у тебя был кто-то еще, кроме меня, то вполне возможно я и не пошла добровольцем на фронт, но так как я у тебя всего лишь одна, то я должна пойти на фронт. Если бы не эта фраза, то поступок девушки можно было объяснить за счет проявления патриотизма, но произнесенные ею слова означают, что она могла и остаться в тылу (если бы у родителей были еще дети), и значит, поступок девушки патриотизмом не объяснить – здесь лежит что-то куда более глубокое чувство. Что это за чувство, что двигало девушку сказать такое? Ведь пойти на фронт – это значит вполне вероятно погибнуть, и тем самым лишить своих родителей единственного ребенка. Правильно ли поступила девушка? Сценарист преподнес этот эпизод таким образом, что напрашивается один ответ: да, правильно. Тогда следующий вопрос: почему решение девушки, которая является единственным ребенком в семье, уйти на фронт добровольцем (именно добровольцем, так как она могла и не оканчивать курсы медсестер и тогда бы ее просто не взяли) является правильным?

         Если попытаться решить этот вопрос с точки зрения материализма, то есть с точки зрения того, что человек – это прежде всего тело, физическая оболочка, то решение девушки выглядит глупостью и даже дуростью – добровольно уйти туда, где она может погибнуть и это при том, что она является единственным ребенком у своих родителей, совершенно не поддается никакой логике. Действительно, еще в Древней Спарте существовал закон, по которому у родителей сыновей забирали в армию только в том случае, если при родителях оставался хотя бы еще один сын. То есть в Древней Спарте старались не лишать родителей возможности продолжить род. Этот закон выглядит вполне справедливым, логичным и правильным. И совершенно другая ситуация преподнесена в ролике. Ребенок один, его в армию не призывают, но он тем не менее добровольно уходит на фронт, и все это преподнесено в фильме как правильное решение. Как ни странно, но судя по сценарию фильма – решение девушки действительно является правильным. Почему?

         Для начала выясним, кто такой доброволец? Чем отличается обычный солдат, призванный в армию по приказу, от добровольца? Несмотря на то, что призванный по приказу солдат и доброволец вроде бы делают на фронте одно и то же (едят один суп, сидят в одном окопе, стреляют одинаковыми патронами и т.д.), но между ними колоссальная разница. В чем разница?

        Доброволец – это человек, который принял личное решение уйти на фронт, то есть это человек, который приложил личное устремление к пониманию того, что собственная жизнь и другие человеческие ценности (родители, любимый человек и т.д.) являются меньше значимым, чем защита Отечества. Солдат, призванный по приказу, внутри себя может негодовать на несправедливость судьбы, может сожалеть о том, что зря воюют, может бояться погибнуть, то есть для него собственная жизнь, любимый человек, родители и другие какие-то человеческие ценности (дети, друзья, работа, да мало ли еще чего) являются более значимым, чем защита Отечества. Для добровольца как раз все наоборот – защита Отечества, которая невозможна без наличия любви в душе, важнее собственной жизни, важнее любви к любимому человеку, к родителям и другим обычным человеческим ценностям. То есть главное отличие добровольца от солдата по призыву в том, что у добровольца после принятия такого тяжелого и наверняка трудного для себя решения (уйти на фронт) душа трансформировалась – она устремилась к любви, а не к благополучной судьбе. Без устремления к любви, а именно через любовь мы ощущаем единство со всеми другими людьми («ведь кто-то воюет, рискует собственной жизнью, а может погибает за тех, кто в тылу, то есть и ради меня, а в это время я отсиживаюсь, спасая тем самым свою шкуру»), просто теоретически невозможно добровольцем уйти на фронт – принудительно и по приказу на общих основаниях можно, но добровольно нет.

        Все четыре персонажа ролика ушли на фронт добровольцами, то есть все четверо проявили личное устремление для изменения своей души. Молодой парень, который при желании мог не идти в армию (у него имелась бронь, так как страдал больными почками) решил уйти на фронт несмотря на то, что при этом расстается с любимой девушкой и может быть навсегда (что скорее всего и произойдет, кстати). Этот парень самым первым сделал шаг к трансформации своей души от благополучной судьбы в сторону любви. При этом видно, что парень тяжело принимал решение и сделал это втайне от девушки, иначе не было бы и вопроса девушки: «Почему ты мне ничего не сказал?». То есть парень чувствует в себе стремление к благополучной судьбе (что характерно для любого человека, впрочем), и если бы он заранее сказал своей любимой о том, что хочет уйти на фронт, то она наверняка бы его смогла отговорить. Именно для того, чтобы не поддаться на женские уговоры, чтобы не искушать себя, парень втихаря от любимой уходит на фронт.

        Молодая девушка, которая любит этого парня, возмущена его поступком. Она его прямо шантажирует: «Ты меня не любишь!». То есть эта девушка своим шантажом ставит для парня дилемму: либо ты меня любишь и тогда оставайся со мной, либо, если ты уходишь, ты меня не любишь. Парень не говорит, что ее не любит, но и не поддается шантажу, говоря: «Я тебе буду писать». То есть парень четко обозначил девушке свою позицию: я тебя люблю, но для меня есть то, что люблю больше тебя – свое Отечество.

        Девушка, поняв, что парень ее по-прежнему любит, но эта любовь для него стоит не на самом главном месте, расплакалась – ее представления о жизни разрушились в один миг, она почувствовала, что в жизни есть куда более важные ценности, чем любимый человек.

        Девушка, почувствовав в своей душе любовь, оканчивает курсы медсестер и тоже добровольно уходит на фронт. И тут вбегает разъяренный ее отец: «Ты же женщина!» Отец явно считает, что война – это только мужское дело. Но эта девушка стоит на своем: «Я окончила куры медсестер», то есть объясняет отцу, что на войне нужны и женщины. И тогда отец выкладывает свой главный козырь: «Ты же у меня одна!». Вполне логично после таких слов нормальный человек должен был согласиться – да, так как я у тебя одна, то ради своих родителей я не пойду на фронт. Но происходит прямо противоположное – девушка отвечает: «Именно поэтому». Далее происходит просто поразительная сцена – отец соглашается с ее доводом, и полностью принимает ситуацию. Значит, отец тоже почувствовал, что в жизни есть более важные понятия, чем собственная жизнь, чем любовь к родителям и даже такого важного дела, как продолжение рода.

          Отец сумел почувствовать любовь в душе своей дочери, поэтому, будучи уже стариком, тоже решил добровольно уйти на фронт. И здесь в истерике вбегает его жена, укоряя мужа: «Ну, куда ты собрался? Ты же старик! Ты свое уже отвоевал!». Жена своими претензиями как бы говорит, что  главное – это сохранить свою жизнь и находится рядом с любимой. Но старик своим кратким ответом и суровым настроем как бы отвечает: «Я тебя люблю, но я иду защищать то, что люблю больше тебя». Жена смогла почувствовать состояние души своего мужа, поэтому тоже решила добровольцем уйти на фронт.

         Итак, теперь главный вопрос: почему режиссер фильма преподнес ситуацией с девушкой так, что именно потому, что она одна в семье, она должна была пойти на фронт, и это являлось правильным решением. А вот если бы у ее родителей имелись еще дети, то она может и не пошла на фронт, но так как она одна, то она должна пойти на фронт.

         Для начала спросим себя – почему у ее родителей всего один ребенок? В какой семье рождается один ребенок? У здоровых душой родителей в семье рождается как самый минимум двое детей – это становится понятным хотя бы потому, что самих родителей двое, значит, чтобы просто род не вырождался, детей должно быть как минимум не меньше числа родителей, то есть двоих. В принципе, в гармоничной семье детей трое и более, но двое – это самый минимум. Когда в семье рождается один ребенок? Когда для родителей главным становится не любовь в душе, которое они должны раскрыть через рождение своих детей, а личная благополучная судьба, какие-то личные планы, желания и цели. Ведь чем меньше детей, тем меньше хлопот, а значит больше времени и сил остается на реализацию своих собственных и в большей степени корыстных желаний. Еще более крайним проявлением своего личного эгоизма являются семьи, в которых вообще не хотят рожать детей – для таких семей личное благополучие, реализация своих сиюминутных и шкурных желаний намного важнее раскрытия в своей душе любви.

          Итак, можно заключить, что семья с одним ребенком – это, как правило, проблемная семья, и хотят того или нет, но родители свои проблемы передают и своему ребенку. В ролике показана семья из двух родителей и одного ребенка, и это проблемная семья. Наверняка у этих родителей когда-то в молодости стояла примерно следующая дилемма – либо рожаем второго ребенка, либо займемся  улучшением своего материального благополучия. И, судя по всему, родители приняли решение в пользу материального благополучия. Эту тенденцию родители не могли не передать своей дочери – для нее материальное благополучие стало куда важнее, чем любовь в душе. Именно поэтому эта девушка узнав, что ее любимый уходит туда, где может погибнуть, наотрез не захотела принять поступок своего любимого, шантажируя его своей человеческой любовью. Но почувствовав в душе своего парня истинную любовь (иначе она бы не заплакала), эта девушка тоже устремилась к любви. Скорее всего, совершенно не понимая головой, в глубине души она почувствовала, что в ней присутствует опасная тенденция поклонения благополучной судьбе, переданное ей от ее родителей (кстати, то, что она выше ростом своего парня, тоже есть концентрация на благополучной судьбе – режиссер совершенно не случайно выбрал девушку выше ростом). Так как ее родители добровольно вряд ли изменятся, то, значит, это должна сделать она – ведь кто-то же должен в роду изменить тенденцию от благополучной судьбы к любви. Вот если бы в семье еще имелись дети, которые ушли на фронт и своим поступком подтолкнули своих родителей к любви, то тогда она могла и остаться в тылу. Но других детей у родителей нет, значит, ей одной остается эта нелегкая задача – повернуть свою душу и на своем примере повернуть души своих родителей от благополучной судьбы к любви, что она и делает, и что ей и удалось в конечном итоге (иначе после ее поступка не ушли бы добровольцами на фронт ее родители).

         Таким образом, этот ролик невозможно понять, если исходить из того, что человек состоит только из тела. В действительности тело составляет лишь 5% того, что мы называем человеком, а все остальное – это душа, которое живет и после смерти тела. И все четыре героя этого ролика, идя добровольцами на фронт, спасали не свое тело, а свою душу, и поэтому поступали совершенно правильно. Теперь, даже если они погибнут на фронте, что скорее всего и произойдет (действия ролика проходят в 1941 году, то есть в самом тяжелом для страны году), но свои души они уже спасли, и это главное. Поэтому если не в этой, то в следующей жизни героям будет уже куда легче, и вполне возможно у родителей девушки появятся не один ребенок, а несколько.

        Весьма показательно, что трансформация душ четырех людей произошло настолько глубинно, что затронуло даже постореннего человека – фотографа. Этот фотограф, уже весьма пожилой человек, к тому же частично инвалид (слегка прихрамывает на одну ногу), тоже добровольцем ушел на фронт – то есть он почувствовал, что защита Отечества важнее собственной жизни и любимой работы.

        Почему герои фильма не захотели улыбнуться в камеру? Потому что они знали куда шли – они уходили туда, откуда могут не вернуться живыми…

         В заключение хотелось бы сказать – многие поступки людей невозможно объяснить по той причине, что мы хотим понять их головой, то есть сознанием. Если же понимать поступки то что называется сердцем, то есть душой, многое становится понятным и логичным. А такую войну, как Великая Отечественная, без сердца в принципе понять невозможно. Может поэтому в других странах до сих пор не понимают, за счет чего смог победить в этой войне Советский Союз, в чем же заключен феномен русских людей?...

 

С уважением С.Ю.Храмов, октябрь 2009 г.