chramov1@rambler.ru

Мы из будущего

        С точки зрения исторической действительности этот фильм далеко не самый лучший. Например, лишь по немецким крестам и серому цвету можно догадаться, что немецкие танки действительно немецкие. Также неверен факт, что советские танки Т-34 с длинноствольным 85-мм орудием использовались в 1942 году, так как Т-34 с таким орудием появились на фронте они лишь в конце 1943 года (до этого на Т-34 применялись короткоствольные 76-мм орудия). Или, другой пример, с трудом верится в то, что пятерых советских пленных солдат немцы заперли в деревянном сарае, охранял который всего один часовой. Есть еще ряд мелких исторических неточностей, но не это главное в фильме.

      Главное достоинство фильма – это его достоверность с точки зрения исторических событий, исключительная точность с точки зрения психологической справедливости и актуальность для современной России (по состоянию на 2008 год).

          С точки зрения исторических событий фильм примечателен следующим.

         1. Фильм «Мы из будущего» весьма реально показывает прошедшую войну со всеми ее ужасами и радостями.

Фильм показывает, что война – это трагедия для обеих противоборствующих сторон, «мясорубка» как для советских солдат, так и для немцев. Фильм показывает, что во время боя смерть подстерегает любого его участника. Фильм показывает, что как среди советских солдат, так и среди немецких есть те, кто, рискуя собственной жизнью, спасает в бою своих раненых товарищей…

 

         2. Фильм хорошо раскрыл главную особенность Второй мировой войны – для советских солдат понятие Родина в этой войне была важнее жизни.

Когда старший лейтенант приказывает двоим солдатам проползти к немецкому доту и уничтожить его, те наотрез отказываются, так как это было для них равносильно пойти на верную смерть. На все угрозы лейтенанта привлечь их к трибуналу, что по законам военного времени было равносильно расстрелу, солдаты тем не менее отказываются ползти к доту. Видя, что ребята действительно не пойдут к доту из-за страха за свою жизнь, лейтенант в сердцах сказал, что воевать то надо, надо же кому-то Родину защищать. Последние слова лейтенанта имели решающее воздействие – действительно, если каждый солдат своей жизнью будет дорожить больше интересов защиты Родины, то тогда немцев не победить. После этой фразы ребята взяли гранаты и поползли к доту, потому что лишь уничтожив дот, можно было советских солдат поднять в атаку…

 

         С точки зрения психологии фильм примечателен следующим.

        1. Никогда нельзя бросаться словами. Раз что-то сказал, то сдержи свое обещание. Это блестяще реализовано в фильме «Мы из будущего».

       Человек по прозвищу «череп» просто ляпнул старушке, что найдет серебряный портсигар ее сына с надписью «За преданность революции» и вернет старушке. Когда четверо ребят попали в прошлое (через озеро), их первым желанием было вернуться обратно в будущее. Но ведь они обещали старушке найти портсигар ее сына, и, оказавшись в прошлом, у них появилась реальная возможность найти этот портсигар. Их попытка уйти из прошлого, не сдержав обещание старушке, оказалась безуспешной. В какой-то момент до них дошло, что пока они не найдут портсигар, то бесполезно нырять в озеро. Даже за простые слова надо держать ответ, и четверым ребятам для возврата в будущее ничего не оставалось, как найти обещанный ими портсигар…

        2. Честь и достоинство важнее собственной жизни. То есть для человек лучше умереть, но сохранить при этом свою честь, это во-первых. Во-вторых, право жить получает лишь тот, для кого жизнь является не самым главным. Если для человека жизнь самое главное, если ради своей жизни он готов поступить безнравственно, то такой человек не имеет права на жизнь. Оба эти момента блестяще показаны в фильме. Рассмотрим их.

          Четверо ребят, попав в прошлое, поняли, что могут вернуться обратно в будущее лишь при условии, когда найдут сына старушки (Дмитрия Соколова), найдут его серебряный портсигар и вернут портсигар обратно старушке. Оказавшись в немецком плену, их предупредили, что на следующий день расстреляют, а пока на ночь заперли в одной избушке. В этой избушке оказался еще один пленный советский солдат, который был тяжело ранен. К их удивлению, этим советским солдатом оказался не кто иной, как сын той старушки Дмитрий Соколов. На вопрос, а нет ли у него серебряного портсигара с надписью «За преданность революции», Соколов как раз достает этот самый портсигар. Соколов говорит, что портсигар очень ценен для него, так как этот портсигар в годы Гражданской войны его отцу подарил сам командарм Буденный, а отец в свою очередь подарил ему, когда провожал на фронт. Ребята с жадностью рассматривают портсигар, так как понимают, что лишь имея на руках этот портсигар, они смогут вернуться обратно в будущее. И тут они сразу разделились на два лагеря. Один, понимая исключительную важность для их спасения портсигара, а также то, что Соколов этот портсигар сам не отдаст, вполне логично говорит: «Не отдавай!» Но «Борман», для которого понятие честь еще не потеряно, понимает, что нельзя без спросу забрать этот портсигар, поэтому требует: «Отдай!» Первый опять повторяет «Не отдавай!», но «Борман» по-прежнему настаивает: «Отдай!». Бывший неонацист по прозвищу «череп», самый сильный физически, делает исключительно тяжелый для себя выбор – отдает портсигар Соколову, тем самым лишая себя и своих друзей возможности вернуться в будущее.

       Далее происходит ключевой момент – оказывается Соколов, пытаясь сбежать, уже вырыл готовый подкоп, но сам из-за ранения бежать не может. Он показывает этот подкоп ребятам, предлагая бежать немедленно. Когда трое выбрались наружу, Соколов неожиданно предлагает последнему оставшемуся в избушке – «Борману» – взять его портсигар, прося о том, чтобы он передал портсигар его матери…

       Когда четверо ребят выбрались наружу, немецкий охранник услышал подозрительный шум. Охранник уже готов был пойти в сторону ребят, спрятавшихся позади избушки, и тогда они были бы сразу обнаружены. Но в этот критический для них момент их выручает оставшийся в избушке Соколов, который, поняв опасность для ребят, нарочно несколько раз громко кашляет, тем самым привлекая внимание немецкого охранника на себя. Пока охранник открывал дверь и выяснял что да как, ребята успели убежать на безопасное расстояние и в итоге вернуться к своим.

        Во всей этой истории следует обратить внимание на тот факт, что если бы ребята в избушке не отдали бы портсигар обратно, то в этом случае Соколов, разумеется, не показал бы им своего вырытого подкопа. Без подкопа ребята не смогли бы сбежать, а на следующий день их расстреляли, как и обещал им до этого немецкий офицер. Таким образом, если бы для ребят такое понятие как жизнь оказалась бы важнее чести и порядочности, то этой самой жизни они были бы лишены утром следующего дня. Но так как честь и порядочность в итоге для них все же оказалась важнее жизни, а именно так произошло, когда они обратно отдавали портсигар, то в этом случае ребята получили право на жизнь – Соколов не только показывает спасительный для них подкоп, но и отдает свой портсигар…

        3. Человек может меняться в лучшую сторону. Это не всегда получается, это очень редко получается добровольно, но в чрезвычайных ситуациях такое возможно.

         Четверо молодых ребят занимались тем, что искали и затем продавали ордена и медали времен Великой Отечественной войны. При этом им было совершенно наплевать, какой ценой зарабатывались эти ордена, как погибали их деды за спасение своей Родины – их интересовали лишь деньги от продаж этих орденов. Более того, в свободное время они больше интересовались не героизмом русских солдат, а историей Третьего Рейха: один читает мемуары немецкого генерала, второй – неонацист, не скрывающий свое восхищение Гитлером, – мечтает о том, чтобы найти немецкий пистолет времен войны. В свободное время все четверо слушают не что иное, как немецкие песни времен войны. Никто из них в своих разговорах ни разу не упоминает Родину, и когда какая-то старушка говорит, что в этих местах погиб ее сын, все лишь усмехаются между собою над ее трагедией. При известии о гибели сына их первым желанием было не помочь ей как-то, а побыстрее избавиться от нее, чтобы она не мешала им дальше «работать», и ради избавления от старушки обещают найти для нее серебряный портсигар ее погибшего сына…

        Но война изменила этих ребят. Побывав на фронте наяву, почувствовав на себе, что такое война и поняв, какою ценой досталась победа советских солдат над нацистской Германией, эти ребята изменились. Сразу же после возвращения из прошлого в будущее, неонацист первым делом стер на своей руке свастику. Их главный лидер («Борман») понял, что ранее простые черно-белые фотографии, которые они часто находили вместе с медалями, это не просто фотографии людей той поры, а судьбы тех, которые во время войны кого-то любили, которые ценою собственной жизни кого-то спасали от смерти, которые воевали, отдавая всего себя ради Победы, ради того, чтобы их дети и внуки были свободными и могли спокойно шагать по родной земле…

        4. Не все люди могут измениться в лучшую сторону, а лишь те, для которых такие понятия как честь имеют хоть какое-то значение.

         В фильме были показаны две группировки: одна под управлением Ашота, а другая под управлением «Бормана». Группа Ашота совершенно не считается ни с каким нормами: зная, что данный участок земли уже выбран другой группой, Ашот и его люди, тем не менее, все равно занимают этот участок, грубо нарушая тем самым неписанный закон среди «копателей»: не занимать чужие участки. Ашот и его люди, которым не только наплевать на такие понятия как Родина и Отечество, которым наплевать даже на неписаные законы копателей, действительно не могут измениться, и попади они в прошлое, они вряд ли бы изменились, и поэтому вряд ли бы вернулись обратно в будущее…

        Группе «Бормана» тоже плевать на патриотизм и Отечество, но порядки чести они еще сохранили. Когда вначале фильма «Борман» продает медали и ордена, покупатель предлагает сбавить на некоторые из них цену. «Борман» отказывается, ссылаясь на то, что уговор есть уговор. После продажи всех медалей и орденов, покупатель приятно для себя обнаруживает, что некоторые медали «Борман» мог продать в несколько раз дороже, но он, тем не менее, не поднял на них цену. Более того, покупатель понимает, что «Борман» мог намного больше получить, если бы «заломил» цены, но «Борман» не стал этого делать, так как уговор есть уговор. «А с тобой приятно иметь дело», – подытожил покупатель, подчеркнув тем самым порядочность «Бормана» в вопросах бизнеса.

          Есть еще один момент, который показал, что понятия нравственности для «Бормана» еще имели хоть какое-то значение. Когда два человека его группы решили стрелять из боевого пистолета по откопанным черепам погибших советских солдат, используя черепа в качестве своих мишеней, «Борман» категорически запретил им это делать. «Борман» не смог объяснить своим друзьям, почему нельзя стрелять по черепам, но все же настоял на своем, чтобы они не стреляли…

      Группа Ашота – это группа, для которых понятие нравственности и чести вообще перестали иметь какое-то значение, для них главным счастьем стали деньги, и поэтому ребята этой группы вряд ли могли измениться в лучшую сторону, попади они в прошлое.

        Группа «Бормана» – это группа, для которых понятия нравственности и чести тоже не имело значение, но оно сохранилось у них еще внутри своей компании, а также в бизнесе. Скорее всего, группа «Бормана» через десяток лет стала бы такой же, как и группа Ашота, но пока у них еще остались хоть какие-то понятия нравственности и чести, их можно было спасти и изменить тем самым в лучшую сторону, поэтому именно эта группа и попала в прошлое…

        С точки зрения актуальности фильм примечателен тем, что он хорошо показывает интересы современной молодежи – современная молодежь интересуется всем, но только не Отечеством. Один («Спирт») постоянно слушает зарубежную музыку агрессивного стиля, и в подражании популярным певцам отрастил длинные волосы. Второй («Чух») каждую свободную минуту проводит за компьютерными играми, поэтому у него всегда с собой ноутбук. Третий («Череп») открыто восхищается Гитлером, читает «Майн кампф», старается подражать во всем «арийцам» и не стесняясь носит футболку со свастикой. Четвертый («Борман»), хотя и изучает историю войны, но только для того, чтобы лучше продать найденные медали и ордена, ему плевать на Отечество и на тех, кто ее защищает, поэтому не случайно в начале фильма, идя на встречу с покупателем, он прорывается прямиком сквозь строй марширующих суворовцев, хотя ему ничего не стоило подождать каких-то 20-30 секунд…

          Попадая в 1942 год, лидер этих ребят влюбляется в санитарку, и в разговоре с ней он четко обозначил главное отличие молодежи военных лет от современной: «У вас есть душа, сердце…»

 

Сергей Юрьевич Храмов, август 2008 г.

    Добавить отзыв
         
    Заполните обязательное поле
    Введите код с картинки
    Необходимо согласие на обработку персональных данных