chramov1@rambler.ru

«Ты у меня одна»

 

Ты у меня одна –

Словно в ночи луна,

Словно в степи сосна,

Словно в году весна.

Нету другой такой

Ни за какой рекой.

Нет за туманами,

Дальними странами...

 

       Этот фильм вышел в России в 1993 году (режиссер – Дмитрий Астрахан). Для начала краткий сюжет фильма.

 

       …Начало 1990-х годов после распада СССР. Бывший боксёр Евгений Тимошин (Александр Збруев) работает простым инженером в одном из институтов Санкт-Петербурга. Ему 40 лет, но из-за острой нехватки денег подрабатывает по ночам грузчиком. Живёт с женой Наташей (Марина Неёлова), которая работает врачом по лечению сексуальных расстройств у семейных пар (сексопатологом), и единственной дочерью. Живут они в небольшой хрущевской однокомнатной квартире, в которой не только очень тесно троим (ночью из-за дочери нет возможности на физическую близость), но и постоянно по ночам шумят соседи сверху. Устав от тяжелого повседневного быта и безденежья (даже новые мужские носки – это уже определенная трата денег, не говоря о чем-то большем), жена и дочь главного героя только и мечтают о том, чтобы уехать куда-нибудь в богатую страну, чтобы обзавестись наконец просторной квартирой, в которой можно всегда найти время остаться наедине («чтобы тахта не скрипела»).

       В это время из США приезжает Аня (Светлана Рябова), влюблённая в него ещё со школы, когда он занимался боксом. Она с братом уехала 20 лет назад за границу (брат женился на дочери одного американского сенатора), добилась там успехов в бизнесе и возвратилась в родной город в качестве руководителя американской делегации для открытия нового совместного американо-российского предприятия. Всё это время Аня, несмотря на то что успела выйти замуж и развестись (но детей не было), сохраняла необъяснимую любовь к Тимошину, а потому, едва приехав в аэропорт, первым делом выяснила адрес Тимошина («дяди Жени»), а затем сделал ему звонок – не для того чтобы поговорить, а чтобы просто услышать его голос…

       Встретив «дядю Женю», предлагает ему уехать с ней в США. Она предлагает ему неплохую работу за рубежом. Он стоит перед тяжёлым выбором: бросать ли семью и нищенское существование и уехать с Аней навсегда, или оставаться. Герой, после многочисленных выяснений отношений с женой, остаётся с семьёй.

 

       Фильм потрясающий во многих отношениях. Автор настоящей рецензии, посмотрев его в студенческие годы (в 1997 году), затем пересматривал его не менее пяти раз – настолько фильм оказался сложным и интересным с точки зрения раскрытия психологии людей. Рассмотрим фильм поподробнее.

       Главная тема фильма – это поклонение благополучной судьбе. Не секрет, что каждый человек стремиться построить свою судьбу наилучшим образом: жениться, завести детей, иметь хорошую квартиру, престижную работу и достойный заработок. Эта мечта, пожалуй, каждого человека. В том, что человек стремиться построить благополучную судьбу, ничего страшного нет, это нормально и правильно, но вопрос заключается в том, какую цену человек готов отдать за благополучную судьбу, и что человек собственно подразумевает под словом «благополучная судьба»?

         После распада СССР, краха идей коммунизма и торжества капитализма, во всем мире, в том числе и в России, установилось почти что непререкаемое для подавляющего числа граждан страны мнение, что благополучная судьба – это в первую очередь хороший материальный достаток, причем достаток во всем: в зарплате, в квартире, в собственной машине, в статусе… И трагедия постсоветской России заключалась в том, что ради материального достатка люди стали готовы были пойти на всё, перейти все нравственные границы, то есть, говоря библейским языком, продать свою душу буквально без остатка. Из всех персонажей фильма лишь в одном Евгении Тимошине понятие чести и нравственности остались значимее благополучной судьбы и материального достатка. Все остальные персонажи фильма ради благополучной судьбы готовы были, по «Фаусту», продать свою душу, и совесть в том числе.

          Как это показано в фильме?

        1. Дочь инженера Тимошина, устав от бедности, ищет любой повод, чтобы уехать в более богатую страну, в данном случае в США. Ради этого она «строит» отношения со своим одноклассником, родители которого вскоре уедут в США, а, значит, заберут и сына. Ни о каких высоких чувствах и любви речи нет – один прагматичный расчет на будущую благополучную судьбу. В одной из сцен дочь прямо высказывает свои претензии отцу по поводу их низкого уровня жизни.

 

- Да брось ты его мама! Ну пусть мы лучше умрем бедные, но гордые! Ты ведь этого хочешь?!

 

        Дочь Тимошина, которой примерно 16 лет (она учится в 10 классе), чтобы привязать парня к себе, готова была пойти даже на физическую близость с этим парнем. («Это у них теперь называется химию делать» – объясняет Тимошину его жена).

         Обратим внимание, что сам Тимошин не поддерживает такие отношения дочери, то есть соблюдение нравственности для Тимошина важнее благополучной судьбы. Но в одиночку Тимошин поделать ничего не может – дочь не слушает его, да к тому же проблема для него усугублена тем, что решение дочери поддерживает жена Тимошина, которая уже давно ищет любую возможность улучшить свое материальное положение, пусть даже через свою дочь. Их разговор по поводу будущего дочери хорошо показывает, что для нее благополучие оказывается важнее любви.

 

- Представляешь, вдруг Петя женится на нашей Ольге, и они все вместе уедут в Америку!

- Так не Петя же уезжает, его отец уезжает!

- Ты ничего не понял. Ведь Петя летит с ними вместе, они же всей семьей, а Ольга поедет как жена.

- Да у отца контракт-то на три года, а потом-то они возвращаются!

- Да и пусть они возвращаются, а она останется там. Будет там проживать…

- А она Петю любит?

- Любит, не любит – какая разница, если Америка?..

 

       Таким образом, для Тимошина и его жены главное счастье – это материальное благополучие. Трагедия, но это так…

 

- Представь себе, завтра ты летишь в Америку. Зарабатываешь там миллион, меня полностью одеваешь,.. покупаем квартиру, машину, дачу, мебель, самолет…

 

       2. Коллеги по работе Ивана Тимошина, инженеры по профессии, узнав, что из числа работников фирмы некоторых отберут для работы в США, начинают надеяться, чтобы выберут именно его.

        Как там будет за рубежом? на каком языке он будет разговаривать? будут ли у него там друзья? – эти вопросы никто себе не задает, каждый лишь мечтает о будущем материальном достатке. Лишь один Тимошин изначально очень скептически ко всему относится и вовсе не потому, что вероятность того, что выберут его, очень мала («Чего мы вообще корячимься, возьмут то двоих, а остальные к едрени-фени!»), а потому, что ему противна сама атмосфера всего происходящего: подхалимство, заигрывание и прочие самые худшие человеческие пороки.

 

…Начальник конструкторского бюро (КБ) на работе Тимошина, уже получив для себя место в Америку, заставляет сотрудников хорошенько убраться в кабинете и при этом ехидно подшучивает: «Веселей мойте окна, веселей, товарищи! С порошечком, с порошочком! Учтите, товарищи, американцы – фанатики чистоты! Если они заметят грязь, то ни о каком совместном предприятии и речи не может быть!..» Увидев чистящее средство в руках Тимошина, начальник поставил его в пример: «Товарищи, всем брать пример с Евгения Павловича Тимошина. Советский инженер умеет всё! А если не умеет, ему нечего делать в совместном предприятии!.. Ха-ха-ха, шучу, я, шучу, но в каждой шутке есть доля правды!..»

 

         Так скептически относиться может только человек, для которого понятие чести важнее карьеры и благополучной судьбы. Но из всех работников КБ наивысшие шансы уехать за границу оказались неожиданно именно у Тимошина – руководителем американской делегации оказалась не кто иная, как бывшая советская гражданка Аня, младшая родная сестра друга Тимошина по детству. Даже после того, как Тимошин узнал в руководителе американской фирмы свою давнюю знакомую Аню, он не стал, что называется, напролом лезть к ней на разговор, чтобы проситься включить в себя в число «избранных». Ему ничего не стоило подойти еще раз к ней, еще раз поговорить и предложить себя (если не прямо, то самим фактом разговора) в качестве кандидатуры в США, но Тимошин так и не смог перешагнуть через свой нравственный барьер. Как это показано в фильме?

        Поняв, что его давняя знакомая Аня при первой встрече его узнала, но не показала вида, Тимошин сделал логичный вывод, что Аня стала другая, а он ей теперь не интересен с точки зрения друга детства. Следовательно, рассуждал Тимошин, у нее теперь установились некие другие правила общения: она теперь руководитель крупной компании, вокруг нее крутятся одни директора и прочие начальники разных калибров, и общаться с каким-то инженером, пусть и другом детства, она теперь не намерена.

 

– Она меня видела, узнала, разговаривать не захотела!

 

        Именно так Тимошин воспринял происходящее после рукопожатия, а потому любая новая попытка разговора с Аней – это для Тимошина не что иное, как проявление неуважения к самому себе: как к человеку, как к мужчине в конце концов. Тимошин, честь и хвала ему за это, ради благополучной судьбы не перешагнул через нравственный барьер, сумев сохранить свое достоинство в собственных глазах.

        3. Жена Тимошина, узнав, что приехал выбирать сотрудников не кто иной, как их давняя знакомая еще по детству Аня, была уверена в том, что Тимошин с ней разговорится и пригласит к себе домой в гости. Разумеется, жена сразу стала строить далеко идущие планы: за столом они будут рассуждать о том, как интересно они вместе дружили, когда были молодыми, как вместе болели за Тимошина во время бокса, как вместе отдыхали… А чтобы разговор шел в нужном направлении, жена развесила несколько совместных фотографий с Аней и главный приз, когда Тимошин выиграл турнир по боксу (козел).

 

- Вот эти фотографии расставька с понтом, как будто мы о ней всю жизнь и думали, - говорит жена Тимошина своей дочери, накрывая стол.

 

        Ради красивого стола жена Тимошина потратила все свои деньги, и с точки зрения благополучной судьбы она поступила правильно и логично – будущие доходы оправдают все текущие расходы. Знала бы жена Тимошина, что Аня, с детства влюбленная в Тимошина, даже спустя двадцать лет ничуть не охладила к нему свои чувства…

       Дочь, которая помогала маме накрывать стол, разумеется, стала всячески поддерживать маму, оценив новую возможность уехать в США…

         И какого же было удивление жены и дочери, когда Тимошин после работы и банкета вернулся домой один. На все их вопросы, почему он один, Тимошин сказал, что Аня теперь другая, и он ей нужен как друг детства. Столь простой ответ никак не мог удовлетворить амбиции жены и дочери. После пыток и выяснения того, почему все же Тимошин пришел один, они на него сильно разозлились и потребовали, чтобы он немедленно позвонил Ане по телефону прямо в гостиницу.

 

- Аня – представитель фирмы, она решает, кого брать, а кого не брать, и одного ее слова достаточно!..

 - Мне неудобно!

- Звони!

- Нет, мне неудобно!

- А мне удобно.

- Мне неудобно! Мне неудобно!!

- Ах, тебе неудобно?! А вот жить в этой конуре тебе удобно?! Зарабатывать копейки и считать их до получки, тебе удобно?! Тебе, инженеру, разгружать какие-то машины по ночам, удобно?!

- Да мне всё это удобно! Мне в этом вшивом галстуке удобно! Разгружать машины мне удобно! И жить с тобой в этой самой конуре очень удобно! Мне всё очень удобно! Она меня видела, узнала, говорить не захотела, чего звонить? Не нужны мы ей!

 

        Спрашивается, почему жене звонить удобно, а Тимошину нет? Потому для жены благополучие важнее чести и собственного достоинства, а для Тимошина наоборот: честь важнее всех прочих благ. И это правильно, так и должен поступать каждый человек. Но жена думает иначе, и предпринимает новую отчаянную попытку зацепиться за благополучную жизнь, пытаясь пробить на жалость к самим себе.

 

- Женя, нам уже с тобой по сорок. Еще пять лет, и я стану старой теткой. Скажи мне, будем ли мы когда-нибудь жить по-человечески? Можем мы не думать о том, спит Ольга или нет, и не проснется ли она, не дай Бог, потому что это ложа любви скрипит как несмазанная телега. У нас с тобой остался только один шанс, и этот шанс – Аня. Такие совпадения бывают только раз в жизни и только по очень большому блату. Так что звони!!!

 

         Тимошин отказывается звонить, и тогда, разумеется, звонит сама жена. Неожиданно она очень быстро дозванивается до Ани (очень милым и нежным голосом, разумеется – а как же иначе?), и дает трубку Тимошину. Тот в ответ так и не смог сказать ни слова, положив трубку телефона. И происходит потрясающая сцена – поняв, что муж отказывается идти к Ане «на поклон», что означает полный крах надежд на благополучную судьбу, жена демонстративно и с упреками (чуть ли не с проклятиями) уходит от мужа из дома. Дочь поступает точно так же: на вопрос отца, куда она пошла, дочь в резкой и грубой форме отвечает: «Туда!», подразумевая опять к своему другу идти делать «химию», чтобы хотя бы с помощью его уехать в Америку…

 

Дочь:

- Да брось ты его мама! Ну пусть мы лучше умрем бедные, но гордые! Ты ведь этого хочешь?!

- А ты этого хочешь? Ну тогда иди и устраивайся вокруг своего Пети! Может женится на тебе? Иди! Христа ради в Америку тебя увезет отсюда!

- Да дурак ты папочка!

Оля ушла. На вопрос мамы:

- Ты куда?

- К Пете!

- Зачем?

- За тем!

Жена в ответ тоже решила уйти, сказав на прощание:

- Я тебя ненавижу!

 

         У Оли с Петей все закончилось неудачно: когда они остались наедине, Оле стало очень противно… Поклонение благополучной судьбе у дочери проявилась, пожалуй, даже ярче, чем у жены Тимошина. Вернувшись домой, дочь призналась:

 

- Папочка, я хотела, чтобы Петя на мне женился. И в Америку увез. Только ты не волнуйся, ничего у нас не было. Я только раздеваться стала, и мне так противно стало.

 

         На вопрос мамы,  как же так, дочь ответила с криком:

 

- А вот так! Ты что думаешь? Чтобы я всю жизнь жила в подобной конуре? Ничтожество вроде папочки, да?! Посмотри на себя, посмотри, в кого вы превратились!

 

         4. Единственный человек, который не поклоняется благополучной судьбе, это главный герой фильма – Евгений Тимошин. Но после ухода жены и дочери, их обвинений как человека-неудачника, «ломается» и Тимошин. Но он, скорее всего, и не сломался, если бы не экстра неординарная ситуация – к нему в гости пришла сама Аня…

        Аня извинилась перед Тимошиным за то, что сразу не признала в нем старого друга («Да, действительно, мы виделись сегодня, но это было так неожиданно, что у меня даже голова закружилась!»). Узнав, что дома Тимошин один, выпив за встречу по рюмке водки, у Ани впервые появилась реальная возможность осуществить давнюю мечту любой влюбленной женщины – поцеловаться с любимым мужчиной. Тимошин, после несправедливых упреков жены и дочери, после рюмки водки, находясь до этого в сильнейшей стрессовой ситуации, расслабился и уступил желанию женщины.

        Разумеется, Аня одним поцелуем не ограничилась. Увидев, наконец, возможность иметь рядом с собою любимого мужчину, она тут же предпринимает все необходимые действия: предлагает ему работу в США.

 

 - Пройдете стажировку 4 месяца, изучите английский язык, а потом вернетесь сюда совершенно в другом качестве. Всё будет очень хорошо, вот увидите. Мы всё время будем вместе. Я вам помогу, вы только не бойтесь. Я всё для вас сделаю.

 

        Аня возит Тимошина на лимузине (один вид которого заставляет забыть о прежней нищенской жизни), созванивает со старшим братом (давним другом Тимошина), то есть делает всё, чтобы ее любимый мужчина соблазнился на новую красивую и богатую жизнь, бросив при этом, разумеется, свою жену и дочь…

        Разница между уровнем жизни Тимошина и Ани колоссальна: с одной стороны однокомнатная квартира Тимошина, в которой постоянно шумят соседи сверху, нищенская зарплата инженера, ночная работа грузчиком в магазине, постоянно недовольные им жена и дочь. А с другой стороны элитная гостиница Ани, поездка на лимузине, уже новый супердорогой костюм, любящая женщина, которая ради него готова буквально на всё…

          В какой-то момент Тимошин готов уехать с Аней, но этот миг очень кратковременен – в глубине души он понимает, что любит свою жену и дочь, и, несмотря на исключительно заманчивое предложение, не может их вот так взять и бросить. В мучениях Тимошин пытается выяснить, как поступить правильно: с одной стороны так замучившая его нищенская жизнь с вечно недовольные им женой и дочерью, а с другой стороны новая перспективная жизнь с человеком, который тебя любит.

         Поразмыслив, Тимошин решает идти к Ане в гостиницу, но ситуация у входа гостиницы с мужчиной-гомосексуалистом и швейцаром многое расставило на свои места. Оказывается, большой материальный достаток не обязательно делает человека счастливым, а может, если человек ради денег продал свою душу, наоборот даже сделать очень несчастным. Как это показано в фильме?

       Мужчина-гомосексуалист, который выступает в роли валютной проститутки для богатых мужчин-гомосексуалистов – это типичный пример продажи своей души ради заработка. Швейцар, который в армии служил не кем-нибудь, а майором – это еще один пример продажи своей души ради заработка. Бывший майор не просто устроился швейцаром на хорошую зарплату – он готов угодничать перед дорогими клиентами, целовать им руки (мужчинам в том числе), принимать плевки в лицо и в ответ улыбаться, пресмыкаться и льстить до бесконечности.

 

- Ты как разговариваешь, скотина?! Я тебе, что, соска рублевая? Ты еще командовать будешь? Иди обратно в свою армию и там командуй! Это ты там был майором, а здесь ты дерьмо собачье! Не нравится – до свиданье! Я телефонную трубку сниму, и тебя завтра же здесь не будет, нет, сегодня!..

 

       Или, другой пример, Тимошин вспоминает, как в магазине при покупке дорогого костюма работники магазина не просто приветливы, а чересчур угодливы, а точнее льстиво и фальшиво угодливы (обязательная улыбка, радость на глазах и т.п.).

       Там, где большие деньги, много и пороков, а удержаться от пороков может далеко не каждый человек. И Тимошин, подойдя к гостинице, увидев своими глазами обратную сторону богатой жизни, это понял. А поклонение порокам начинается с самых незаметных мелочей – с того одного доллара, которого хотел вручить Тимошину мужчина-гомосексуалист, пожалев Тимошина за его жалкий и бедный вид. Но Тимошин в глубине души своей уже выбор сделал: для него душа является важнее, чем все эти незаработанные собственным трудом доллары и красивая жизнь, а потому и не взял доллара. В фильме хорошо показано, что для людей, которые поклоняются деньгам, человек, отказывающийся от денег, кажется ненормальным.

 

- Чего смотришь? Это доллар. Умножать то умеешь? Ну, на, бери, не бойся. Дурачок какой-то?.. – сказал мужчина-гомосексуалист.

 

         Одно дело отказаться от красивой и богатой жизни – это Тимошин для себя выяснил, но любит ли Аня его в действительности? Этот вопрос Тимошина мучает и не дает покоя. Звонок через телефонную будку к Ане рассеивают последние сомнения – так разговаривать может не любящий человек, а обожающий до безумства, а это при внешнем сходстве совсем разные понятия.

 

- Дядя Женя, это вы? Я вас не слышу? Я вас жду, я люблю вас, я не могу без вас жить! Дядя Женя, я прошу, пожалейте меня…

 

        Так может говорить только человек не просто влюбленный, а влюбленный до безумства…

       Тимошин пришел к выводу, что в Ане больше не настоящей искренней любви, соприкасающейся с высшими чувствами, а некое безумство до беспамятства любимым человеком (не зря Аня сама говорит Тимошину, что может считать ее сумасшедшей – героиня сама себе поставила очень точный диагноз). Тимошину такое безумство не нужно – ему рядом нужен не сумасшедший человек, а любящий, а таким для него является жена, пусть и постоянно недовольная им. Поэтому при последней встрече Тимошин искренне и прямо говорит Ане:

 

- Аня, милая, прости, ну прости меня. Я не могу так, понимаешь? Ты моя дорогая, хорошая, ну зачем я тебе нужен? Ну не надо мне всего этого. Аня, милая, дорогая. Ну, ну, ну не люблю я тебя! Я не люблю тебя, понимаешь ты это или нет?!

 

         Какова реакция настоящего любящего человека, когда ему отказывают в чувствах? Слезы, и признание того, что в жизни есть что-то важнее, чем любимый человек. Какова реакция безумного до беспамятства человека? Здесь очень тонкая грань, которая незаметна в обычной ситуации. При разрушении своих высших ценностей безумный человек пытается покончить жизнь самоубийством, что и делает главная героиня. Но в отличие от других безумных людей Аня всё же смогла за короткое мгновение переосмыслить свою жизнь: ей в этом помогли охранники. Через судороги и крики из души героини вышло всё её безумство, и в ней остался обычный искренний любящий человек. Почему можно утверждать, что остался искренний любящий человек? Потому что только любящий человек после всего происходящего не будет держать обиду, а скажет напоследок:

 

- Всё нормально, дядя Женя, всё нормально. Всё будет хорошо. Прощайте.

 

        Аня не просто уходит, обозлившись, нет – она на прощание машет рукой, пожелав тем самым своему любимому мужчине всего самого наилучшего.

       Так что же было у Ани: безумие или настоящая любовь? Разумеется, Аня по-настоящему любила. И первая любовь – это на всю жизнь. Перед отъездом в Америку пятнадцатилетняя Аня со слезами на глазах призналась Тимошину:

 

- Дядя Женя, я хочу, чтобы вы знали. Мы с вами больше никогда не увидимся. Я люблю вас и буду любить вас всю жизнь. Я вас никогда не забуду. Прощайте…

 

        Так может говорить только любящий человек. И Аня смогла пронести эту любовь через все невзгоды своей жизни. Но проблема Ани заключена в том, что эту любовь у нее затмила безумие, то есть поклонение любимым человеком – инстинкт продолжения жизни. Для Ани любовь превратилась в поклонение, и это в итоге полностью разрушило ее личную жизнь: Аня выходила замуж, не неудачно, детей нет (трагедия для любой женщины)…

       Поклонение любимому человеку, если оно не ограничено нравственными границами, сводит человека с ума: это поклонение заставляет ради любимого человека пойти даже на разрушение чужой жизни. Аня, идя в гости к Тимошину, про себя не планировала каких-то серьезных отношений с Тимошиным. Она наивно считала, что может просто придти, увидеть его, поговорить и затем уйти. Но поклонение обязательно даст о себе знать: в первые же минуты встречи ситуация вышла из под ее контроля, когда узнала, что Тимошин дома один. Мечта любой влюбленной женщины – остаться наедине с любимым. После выпитой водки безумие развернулось в полном масштабе:

 

- Я понимаю, это психоз, безумие. Я не хотела вам звонить, не хотела вас видеть. Но потом я подумала: я посмотрю на него, только посмотрю. Прошло 20 лет, он изменился? постарел?  И всё пройдет… Я не могу без вас жить, дядя Женя. Я пробовала, честно слово, пробовала, не получается. Я прошу вас, только не смейтесь надо мной. Поцелуйте меня, пожалуйста, я двадцать лет этого ждала…

 

         Смотря на эти сцены, так и хочется Аню оправдать – у нее неразделенная любовь: она любит, а ее нет… Как быть в этой ситуации обычному человеку? Вешаться? Разумеется, нет – надо создавать семью и рожать детей даже в том случае, если любишь другого. Как посоветовал один философ одной влюбленной девушке: «Ты, разумеется, можешь всю жизнь ждать своего принца на белом коне – это твое право, но при этом выходи замуж и рожай детей». Именно так и следует поступать при неразделенной любви, и в том числе Ане…

        Фильм хорош тем, что его главные герои со «скрипом», но преодолевают в себе тему благополучной судьбы. Жена Тимошина, обидевшись на него за его гордость (гордость – это есть спасение своей души, и не следует путать это понятие с гордыней – ощущение собственного превосходства над другими людьми), первым делом напилась и начала с кем попало танцевать в одном из кафе города. Дочь Тимошина, как уже было сказано, ушла от отца. Жена и дочь, разумеется, не понимали, куда толкают Тимошина – прямо в объятия другой женщины, где места им уже нет. И Тимошин, устав от их постоянных упреков и претензий, в какой-то момент демонстративно унижает их по самому слабому месту женщин, и даже радуется всему произошедшему.

 

- Что Женя? Ну что, Женя? Аня была здесь! Она приходила сюда! Она меня любит по-прежнему, и у нас с ней всё было вот на этом самом диване! Она меня берет на работу, и мы уезжаем в Америку! Не веришь? Вон посмотри, она мне фотографию подарила. Вы мне надоели! Идите вы обе к чертовой матери!..

 

        То, о чем мечтали жена и дочь, сбылось, но не для них, а для Тимошина. Судьба-«злодейка» показала им, что такое довести мужчину до последней черты, не ценить его таким, каким он есть… Жене и дочери пришлось принять эту горькую пилюлю, и, несомненно, они оба, обнявшись на диване, понимали, что виноваты во всем происходящем в первую очередь сами. В такие моменты невероятно больно и тяжело на душе, но винить больше некого – не ушли бы они тогда из квартиры, не довели бы мужчину до истерики, то ничего бы у Тимошина и Ани на том диване и не было. Слезы на глазах в конце фильма у жены и дочери Тимошина говорят о том, что они больше не молятся благополучной судьбе, что в них наконец-то пробудилась настоящие чувства к Тимошину…

         Очень важно, что жена поняла свою ошибку, первым приблизившись к Тимошину, обняла его, когда он вернулся домой рано утром. Она знала, что Тимошин уже сделал свой выбор в пользу семьи, поэтому и призналась ему в своих чувствах.

 

- Женечка, Женечка. Ты прости меня. Прости меня пожалуйста за все. Я тебя люблю. Ты мой единственный. Это просто жизнь такая, собачья… Женя я вообще не знаю, как ты живешь со мной, такой крысою. Я тебя все мучаю и мучаю, а ты все терпишь… Я люблю тебя, ты мой родной. Не бросай меня, пожалуйста, не бросай…

 

        Наконец-то жена Тимошина поняла, что благополучная судьба не самое главное в жизни. В погоне за благополучной судьбой жена и дочь даже забыли о том, что у Тимошина день рождения…

 

- Какая я сумасшедшая, у него день рождения, а мы забыли…

 

        Кстати, а как можно сделать вывод о том, что жена Тимошина любит своего мужа? А может она, поняв, что может потерять мужа по своей глупости, специально плачет напоказ и признается в своих ошибках? Ведь хитрые и коварные женщины в ситуации безысходности часто используют такой прием, чтобы оставить мужчину рядом с собой. Так любит жена Тимошина своего мужа или нет?

       В фильме показано, что любит, и главный критерий этому – это ее слезы, причем жена Тимошина плачет не только при муже, но и оставшись одна. Слезы не подделать, и только любящая женщина может плакать, оставшись при этом одна, и переосмысливать свою жизнь.

        А любовь Тимошина и его жены в действительности взаимная – в конце фильма Тимошин еще раз дал понять, кого он по-настоящему любит:

 

- Наташка, ты у меня одна! Словно в ночи луна!

 

       Это фильм является прекрасным примером того, какие проблемы могут создать себе любящие люди, если начинают поклоняться благополучной судьбе, забыв о простых ценностях, самых главных…

 

       А почему в самом конце фильма вставлен эпизод, когда отец Тимошина празднует день рождения своего сына? Причем празднует не ахти как, а с размахом: шашлыки, шары, приглашен оркестр. Далеко не у каждого человека отец так может поздравить сына. Разумеется, это не случайно. Праздник дня рождения Тимошина – это в действительности праздник души для Тимошина, который сумел преодолеть свой первый из двух главных грехов – поклонение благополучной судьбе. И Тимошин счастлив по настоящему, он не держит обид: не зря Тимошин здоровается со всеми, с бомжами и даже с соседями этажом выше, которых ранее на эмоциях побил до крови, сломав одному даже нос…

 

      …Интересно, а почему Тимошину достались такие соседи, которые периодически ночью очень громко шумят, так что невозможно было спать? Это тоже не случайно – это тоже есть принудительное унижение благополучной судьбы. С хулиганами надо бороться (с помощью милиции в первую очередь), но если никакие средства не помогают, то означает, что ситуация сильнее нас. Значит, ситуация определена уже не житейской жизнью, а «свыше», а раз так, то остается только молиться – молиться за себя, чтобы преодолеть в себе гордыню, и обязательно молиться за хулиганов, то есть соседей сверху (по Библии: «И какая вам выгода, если будете молиться за тех, кто любит вас. А потому говорю вам: молитесь за ненавидящих вас, молитесь за проклинающих вас…»). Но молиться главные герои не умеют, в Бога они не верят, они живут в эпоху торжества атеизма и потому все свои проблемы связывают с несправедливым стечением обстоятельств, а в этом случае остается только одно – мучиться и страдать, чтобы за счет этих мук и страданий хотя бы так помочь человеку преодолеть в себе тенденцию поклонения благополучной судьбе.

 

       Фильм замечателен тем, что кроме первого библейского греха (инстинкт сохранения жизни), в нем может и не так ярко, но всё же показан и второй библейский грех, который главные герои тоже не могут преодолеть – инстинкт продолжения жизни, то есть сексуальность, говоря простым языком.

        Герои фильма не могут сдержать второй главный библейский грех, и это раскрыто невоздержанность своего полового желания. Как это показано конкретно?

       1. В первый день встречи Тимошин и его будущая жена поцеловались, причем поцеловались даже на глазах постороннего человека («кэгэбэшника»). Вне всякого сомнения, такие поцелуи должны делаться наедине, и не в первый день встречи.

      2. В Загсе в день бракосочетания за несколько минут до регистрации молодые уединились в туалет и вступили в интимную близость. Со стороны (для ровесников) это кажется «круто» и престижно, а в действительности на уровне душ произошла катастрофа. Режиссер не случайно вставил эпизод с женскими трусиками в фильм – без этого эпизода последующие действия героев двадцать лет спустя могут показаться нелогичными.

      3. Жена Тимошина работает не кем-нибудь, а сексопатологом, то есть занимается налаживанием сексуальных отношений в семейных парах. В фильме показано, как она совершенно неправильно пытается решить сексуальные проблемы у одной пожилой пары (удивленные и непонимающие глаза супругов тому являются подтверждением).

       У мужчины половое бессилие. В чем смысл полового бессилия у мужчин? Это не только возраст дает о себе знать (который для этой пары имеет место, разумеется), а в первую очередь проблемы в семейных отношениях, утраты друг к другу высших чувств. Жена же Тимошина, как сексопатолог, в случае полового бессилия у мужчин совсем не задумывается о высших чувствах (внимание супруг к проблемам друг друга, маленькие подарки, периодически цветы, совместные прогулки по вечерам, и т.д.), а во всем видит проблемы в интимной близости лишь в недостаточной стимуляции эрогенных зон у женщин из-за неудачной позы при интимной близости. В ее рабочем кабинете столько фотографий различных поз, что лишь один взгляд на них сведет с ума нормального человека.

        4. В фильме неоднократно показана невоздержанность инстинкта продолжения жизни (сексуального чувства), правда мимолетом. Так, Тимошин и его жена занимаются сексом в одном комнате с дочерью (когда думают, что она спит), что неправильно в любом случае. Может возникнуть вопрос, а как быть, если в квартире всего одна комната? Как ни странно, ловить момент, когда дочери нет в квартире. Приходится из-за этого воздерживаться большую часть времени? Конечно, но это только на пользу здоровью. В любом случае нельзя заниматься интимной близостью в одной комнате при спящем ребенке подросткового возраста (дочери примерно 16 лет – она учится в 10 классе). Почему нельзя? Подросток, у которого начинают раскрываться половые чувства к противоположному полу, абсолютно неправильно воспринимает сексуальные игры своих родителей. В фильме это показано, когда дочь закрылась подушкой в тот момент, как ее родители пошли «уединиться» в ванную.

      Тимошин и его жена не только занимаются сексом рядом с дочерью, но и разговаривают про сексуальные расстройства других людей в присутствии своей дочери-подростка. Понятно, что ее дочь всё понимает, но всё равно такие темы при подростке нельзя обсуждать – подросток такой разговор понимает совсем не так, как думают взрослые, а именно, что  секс – это хорошо, это очень приятно, и потому секс должен быть качественным. Такие разговоры калечат душу ребенка, к тому девочки («Если родителям приятно, то почему мне сейчас нельзя?» - первая мысль, которая возникает у подростка после таких разговоров).

        5. Тимошин и его жена в течение всего фильма не один раз говорят о том, чтобы жить таким образом, чтобы «тахта не скрипела». Интересная фраза, значению которой не сразу можно придать должным образом. А потому разберем поподробнее. Что значит «тахта не скрипела»? Это означает желание заниматься сексом в полное удовольствие (чтобы дочь не слышала, чтобы соседи не слышали и т.д.), что называется в «полную силу», другими словами с максимальным наслаждением.

         6. У Тимошина и его жены в целом сексуальная гармония. В этом есть, безусловно, свои плюсы для семейной жизни (не ищут связей на стороне), но есть и всегда минусы, которым большинство людей не придают значение. Какие минусы? Чем гармоничнее сексуальная жизнь, тем тяжелее воздержаться от секса тогда, когда следует воздержаться (посты, спящий рядом ребенок и т.д.).

       Кстати, герои фильма совсем неправильно вступают в интимную близость не только потому, что рядом «спит» их дочь, но и потому, что в момент прелюдия несколько раз отвлекаются на телефонные разговоры. В таких случаях надо ставить «бесшумный» (это так, к слову…).

        7. Дочь у Тимошина «учиться плохо, поступать никуда не хочет». Почему плохо? Наверное, не только потому, что постоянно мечтает о красивой жизни, но и из-за сексуальной невоздержанности своих родителей: там, где не умеют воздерживаться от своих животных желаний, главное получается, удовлетворение этих животных потребностей. Дети всегда являются увеличительным стеклом глубинных чувств родителей, а при таких чувствах (с ориентацией не на духовное, а на физическое удовольствие) обычно не до учебы…

       8. Почему Тимошин «сломался» перед Аней? Ведь Тимошин в отличие от своей жены и дочери не поклоняется благополучной судьбе? Почему при признании Ани любви к нему Тимошин идет навстречу Ане? Проявление мужской слабости перед женским желанием? Не совсем так. Потому что в глубине души Тимошин не может сдержать своего сексуального желания – вот эта проблема для него как раз не «закрыта». Поэтому Тимошин в стрессовый момент и не может устоять перед обольщением Ани…

       Если представить вместо Тимошина верующего человека (который каждый день молится как минимум два раз в день утром и вечером перед сном, который периодически держит пост не только в еде, но и в сексе), то нормальная реакция верующего человека примерно будет такой: «Я тебя ценю Аня, и ценю твои чувства ко мне, и ты даже мне нравишься как человек, но пойми – я женат, и, главное, я знаю, кого я люблю. Так что, …извини, я не могу…»

      9. Почему жена Тимошина даже в голове не могла представить себе, что Аня может увести у нее мужа? В отношениях с женщинами интуиция жену Тимошина явно подвела – она как никто другая обрадовалась больше всего тому, что именно Аня является руководителем делегации. Нормальной женщине надо бы хотя бы чуть-чуть насторожиться. Почему? Потому что жена Тимошина знала, что Аня влюблена в ее мужа (Аня перед отлетом в США призналась в любви к Тимошину, а жена Тимошина стояла рядом). Как психолог, она не могла не понимать, что первая влюбленность в подростковом возрасте – это на всю жизнь, такое не забывается никогда (примерно то же самое, как и первая интимная близость). Это же элементарно с точки зрения психологии, с точки зрения понимания того, что такое человек. А ведь даже в день первого знакомства после боя на боксе она сама очень точно определила странное отношение Ани к Тимошину:

 

- А лешкина сестра в тебя влюблена!

 

       Но жена Тимошина ослеплена мечтой о благополучной жизни, поэтому она даже не подозревает возможные проблемы от человека, для которой ее муж является первой любовью. Жена Тимошина искренне радуется своему «везению», не понимая того, что такое женская любовь… Почему жена Тимошина не чувствует опасности? Потому что у нее с мужем полная сексуальная гармония – там, где всё кажется хорошо, но нет веры в Бога, как правило, и заключено самое слабое место у человека…

 

     Помимо преодоления темы благополучной судьбы в фильме мимолетом показаны несколько интересных моментов. Какие?

 

       1. Почему отец Тимошина ведет такой бродяжий образ жизни: одет в самую простую одежду, собирает милостыню в метро, поет песни и играет на баяне в местах массового скопления людей?..

         И это тоже не случайно. У отца Тимошина, да как и у всех бомжей, тема благополучной судьбы не преодолена, и отец чувствует насколько это опасно для души. Преодолеть в обычной ситуации поклонение благополучной судьбе без личного устремления к Богу невозможно. Ведь нас не учат с детства молиться по утрам, перед едой и перед сном. Нам кажется это лишней тратой времени и пустым содроганием воздуха. Но в таком случае остается единственный путь спасения своей души, известный издревле – это добровольное ограничение своих возможностей и желаний, это возможность жить исключительно сегодняшним днем («Здесь и сейчас», как сказал Будда). Другими словами, делать всё то же самое, что делают монахи, живя без особых благ в уеденных монастырях, с минимум комфорта и всякого рода мыслей в голове о будущем. И отец Тимошина, следует заметить, сумел преодолеть свою гордыню – он исключительно добродушен, в нем нет высокомерия к кому-то, он не обижен на судьбу, у него нет комплексов, он действительно чувствует себя счастливым, в отличие, кстати, от самого Тимошина (случайная встреча в метро тому явное подтверждение)...

       2. Почему на день рождения сына отец Тимошина принес так много водки? Потому что людям-атеистам периодически надо пить, причем много. Но почему? Потому что с помощью водки у людей тормозится сознание, и в этот момент им легче переключиться на чувства. Тяжело сознанием взять и помириться с соседями сверху, а если сознание отключить и переключиться на чувства, то запросто. А можно ли отключить сознание без водки? Конечно можно, и это делается молитвой у христиан и мусульман или медитацией у индийцев. Но так как в нашем государстве молиться и медитировать не учат, то остается только водка…

       3. Проблема России – это воровство. Это болезнь настолько проникла в души людей, что люди стараются воровать при первой же возможности. В фильме это показано, когда Тимошин принимает ночью товар для магазина – водитель, рассчитывая на ночную усталость и невнимательность Тимошина, пытался урвать для себя целый ящик сливок (20 полулитровых бутылок)…

         4. Один охранник оказался очень опытным психологом. Он не просто охраняет Аню от преступников – он внимательнейшим образом следит за внутренним состоянием Ани, оценивает возможные последствия. Этот охранник сразу понял влюбленность Ани к Тимошину, и увидел главную опасность для Ани именно в этой влюбленности. Поэтому как никто другой он был более всех на стороже и потому в момент опасности он первым побежал спасать Аню от самоубийства. Именно таким и должен быть настоящий охранник: защищать не только от внешнего нападения, но и от всевозможных психологических кризисов охраняемого, особенно, когда дело касается женской любви…

 

       После просмотра фильма, может возникнуть вопрос: а как сложилась бы совместная жизнь у Тимошина и Ани, если предположить, что Тимошин бросил свою семью и уехал к Ане в США? Удачно ли? Были бы счастливы? У подавляющего большинства прекрасной половины человечества ответ был бы однозначен: конечно «да», ведь Аня будет рядом с любимым мужчиной, а мужчина рядом с любящей его женщиной. Но, к сожалению для женщин, мечтающих об идеальной любви, вынужден огорчить – брак Тимошина и Ани, если бы он состоялся, обречен. Почему?

        У русских есть замечательная пословица: «От любви до ненависти один шаг». Пословица сказана не совсем верно, так как что такое настоящая любовь большинству людей неизвестно, а вот то, что люди называют любовью, является чаще всего не чем иным как обожанием или сексуальной привлекательностью (такие люди банальную сексуальную связь заменяют красивой фразой «мы занялись любовью», что совершенно неправильно). По этой причине пословица должна звучать примерно следующим образом: «От обожания до ненависти один шаг». И сразу становится всё понятно и логично в этой пословице. И эта пословица как нельзя лучше подходит к Ане – у Ани к Тимошину на первом месте не настоящая любовь (настоящая любовь у нее есть, но она спрятана очень глубоко под обожанием), а обожание, а у самого Тимошина к Ане любви нет и в помине – одно лишь поклонение ее статусу и ее высоким чувствам к нему  виде того же обожания, но это ведь не любовь. Поэтому брак между Тимошиным и Аней, если бы он состоялся, был обречен на распад. А вот брак между Тимошиным и его настоящей жены Наташей, несмотря на все жизненные неурядицы, на невзгоды и взаимные упреки, устоял, потому что между Тимошиным и его женой действительно настоящая любовь…

 

        Вроде бы на этом перечислены все психологические аспекты этого замечательного фильма. Но в заключение стоит выяснить, а что же в действительности тогда «благополучная судьба», если не материальный достаток? Это интересный вопрос, и ответ на него уже давно дан во всех священных книгах (Библия, Коран, Тора и другие).

        Благополучная судьба – это когда человек раскрывает свою душу в полной мере, реализовывает в этой земной жизни то, что ему предначертано от Бога: одному суждено стать художником, второму – певцом, третьему – писать стихи, четвертому – преподавателем, пятому – простым водителем, шестому – инженером и так далее. Разумеется, материальный достаток при этом у всех будет разным (ну не могут все стать миллионерами), но в этом ничего страшного или позорного нет: мы появляется на этот свет вовсе не для того, чтобы на момент смерти иметь коттедж, крупный счет в банке и престижную машину в гараже, а в первую очередь для того, чтобы реализовать свое внутренне предназначение в жизни, и именно эта реализация делает нашу душу по-настоящему счастливой…

        И, наконец, возникает вопрос: а как тогда жить в свете всего сказанного Тимошину и его семье? Очень просто: радоваться жизни, чаще бывать на природе (летом купаться, собирать грибы, велосипедные прогулки и т.д., а зимой коньки и лыжи), чаще ходить в гости, найти себе увлечение (хобби), читать больше книг, пытаться поднять себе зарплату, но ни в коем случае не переживать, если это не получается. И, кстати, меньше увлекаться сексом.

      Почему надо меньше увлекаться сексом? Потому что секс усиливает самые низменные, животные желания у человека, а эти низменные желания жестко связаны и с другим аспектом – тяга к комфортной и стабильной жизни, то есть к благополучной судьбе. Секс и благополучная судьба всегда идут в одной связке.

      А почему надо радоваться жизни? Да хотя бы потому, что нет войны на улице, нет авианалетов и расстрелов, нет землетрясений и цунами, нет эпидемий и смерчей. Мы порою не ценим того, что нет таких проблем, воспринимая это как должное. Просто надо честно жить и ни о чем не тужить. Как сказано во всех священных книгах – праведная жизнь важнее любых внешних целей: богатства, власти, семьи, благополучия, здоровья и всего, чего угодно.

        И вот здесь возникает очень важный момент – люди, которые не верят в Бога, которые не молятся (по утрам, по вечерам и перед едой), которые не придают должного значения соблюдению нравственным заповедям, как ни странно, обречены привязываться к этой жизни: сначала незаметно, затем все сильнее и сильнее. И эта привязанность проявляется в первую очередь в постепенном усилении внутреннего недовольства своего благополучия, желания получить еще больше и затем еще больше. Таким образом, если подытожить, то главный итог этого фильма – без веры и нравственности невозможно избежать искушений и соблазнов, и это блестяще показано в этом фильме…

 

Храмов Сергей Юрьевич, 18-24 июня 2015 года, г.Чебоксары.