chramov1@rambler.ru

Трасса 60

 

       «Трасса 60» («Interstate 60») – фильм-притча с элементами комедии, вышедший в 2002 году. Первый и единственный кинофильм, снятый Бобом Гейлом в качестве режиссёра. Картина была номинирована на премию «Сатурн» в категории «Лучшее DVD-издание».

       Для начала краткое содержание фильма.

 

      На день рождения отец подарил Нилу Оливеру, который хочет стать художником, красный BMW и настаивает на его юридической карьере, хотя знает, что Оливер ненавидит красный цвет и обучение в юридической школе. Нил мечтает стать художником, он не хочет быть юристов, но умные доводы отца заставляют согласиться и стать юристом.

     Во сне Нил часто видит одну и ту же незнакомку. Загадав на день рождения разобраться во всём этом, Нил встретил О. Ж. Гранта (O. W. Grant – от англ. One Wish Grant – «Одно Желание Гарантировано»). Грант – персонаж американских легенд, который исполняет желания, и он подстраивает для Нила несчастный случай, после которого Нил оказывается в больнице.

     В больнице Нил встретил некоего Рея, который с помощью перекрашенных карт доказал ему, что люди часто видят не то, что есть, а то, что привыкли видеть. После больницы Нила начинают посещать видения в виде плакатов с девушкой, которая ему снилась. Повинуясь надписям на плакатах, Нил снова встретил Рея, и тот заключил с ним контракт на доставку посылки в несуществующий город по несуществующей «трассе 60».

      По дороге Нил снова видит Гранта, тот помогает найти 60-ю трассу и дарит волшебный шар, дающий ответы на вопросы. На трассе Нил встретил:

1) Девушку, занимающуюся сексом с каждым встречным в поисках идеального партнёра. Нил ей отказал;

2) Мужчину, который на спор может съесть огромное количество еды за один присест. Этим даром его наделил Грант, и теперь он не может насытиться, так как в его желудке «чёрная дыра»;

3) Женщину, чей сын попал в город, где легально бесплатно раздаётся наркотик, с первого же приёма вызывающий пожизненную зависимость. Поняв, что вернуть сына невозможно, женщина тоже попробовала наркотик и осталась в городе;

4) Мужчину, больного раком и носящего под одеждой пояс шахида, – грозящего взорваться каждый раз, когда кто-то лжёт;

5) Музей поддельного искусства, посетители которого восхищаются картинами великих мастеров и критикуют в пух и прах те же картины, когда они выставлены будто бы в виде копий;

6) Город, всё население которого – юристы, зарабатывающие на жизнь судебными тяжбами со случайными путниками. Там Нил освободил из тюрьмы Линн – девушку, которая ему снилась и виделась на плакатах.

       С Линн Нил провёл ночь в мотеле «Развилка», и нарисовал за ночь картину с этим мотелем. Но чтобы выполнить условия контракта и не подвергать опасности Линн, Нил оставил её в мотеле, обещая вернуться. По дороге он встретил полицейских, которые искали преступника на таком же красном BMW, но с пятном белой краски на багажнике. Когда Нил остановился на заправке, хулиганы на джипе бросили на багажник его машину банку белой краски, и Нил был вынужден избавиться от машины. После Нил стал свидетелем погони за настоящим убийцей и его гибели. По ряду замечаний можно понять, что погибший убийца и есть сам Нил, из другого варианта реальности (Нил послушался отца, поступил учиться в юридическую школу, бросил работу художника, за что позднее возненавидел отца, убил его и пытался сбежать от полицейских).

    До конечной точки своего путешествия Нил добирался на попутках. В посылке оказалась курительная трубка для Гранта, и когда тот закурил, Нил снова проснулся в больнице. Позже он встретил подтверждения того, что его путешествие не было сном: перекрашенные карты, свою картину с мотелем «Развилка», которая стала призёром художественного конкурса, и саму Линн.

   Нил решительно отказал отцу в его помощи от не интересующей его карьеры юриста и не понравившегося ему подарка отца (красного БМВ).

     В конце фильма, Грант спрашивает у сестры Нила, когда ее день рождения, напоминая, чтобы она обязательно загадала желание.

 

       Первое, что бросается в глаза – почему режиссер фильма Боб Гейл за свою жизнь снял лишь один этот фильм? Это говорит либо о том, что он бездарный режиссер, не нашедшего своего зрителя, либо, если фильм удачный, он не пожелал снимать всякий «ширпотреб» после удачного снятого фильма, как поступают подавляющее число режиссеров. Так как фильм оказался удачным (не зря получил престижную премию), то можно заключить о втором варианте. А раз так, то сценарий этого фильма, судя по всему, у Боба Гейла крутился в голове не один год.

      Фильм действительно выдающийся и примечателен многими моментами, и суть, хотя это не всегда четко показано, у всех одна – душа важнее тела, заботе о душе важнее благополучной судьбы и исполнения желаний. Другими словами, фильм внешне выглядит атеистическим, но в действительности раскрывает во всей сути Божественные законы. Каким образом раскрывается это в фильме?

 

      1. «Нельзя отказываться от помощи», – говорит Нилу его отец. Нил в начале фильма соглашается, а в конце фильма отказывается. Почему? Потому что, оказывается, иногда можно и нужно отказываться от помощи! В каких случаях нужно отказываться? Обычно помощь направлена на спасение тела и удовлетворения желаний, связанных с благополучной судьбой (типичная ошибка чрезмерно заботливых родителей о своих детях), но такая помощь может повредить душе – в этом случае от такой помощи следует отказываться. Это одна причина отказа.

     Вторая причина отказа от навязчивой помощи заключается в том, что такая помощь обычно ставит принимающего в психологическую зависимость от дающего. Другими словами, для многих людей оказать так называемую помощь – это один из способов манипулирования над более слабым человеком. Если помощь подразумевает манипулирование, то от такой помощи следует непременно отказываться.

     Если человек не хочет принять «помощь», то как обычно ломает манипулятор своих жертв? Очень просто – ты возьми от меня подарок, не отказывайся сразу от помощи, подумай как следует, а потом, если надумаешь, можешь и отказаться. В чем изюминка такого подхода? После того как помощь будет принята, человек начинает мыслить по-другому, он начинает привыкать к полученному, и спустя некоторое время он уже сам забудет о том, чего же ему хотелось в действительности.

     Как тогда поступить, чтобы не попасть на крючок манипулятора? Это не принимать помощь хотя бы сразу, а поступить в точности наоборот – ответить манипулятору, что типа нужно время, чтобы обдумать, насколько его помощь действительно нужна человеку, и если окажутся действительно нужны, пообещать позднее принять помощь.

     Как определить, что от помощи лучше отказаться? Это когда ее не хочется принимать (душой, чувствами, интуицией, совестью), а ситуация вроде как обязывает принять (неловко отказать близкому человеку, отказ может повредить дальнейшей карьере в работе, отказ может обидеть человека и т.д.).

       Главный герой в начале картины сломался, приняв помощь (взял подарок и согласился стать юристом), но в конце фильма, осознав свою ошибку, четко сумел противостоять манипулятору (своему отцу), отказавшись от помощи. Прекрасный образец для подражания всем нам!

 

       2. Город, в котором адвокаты зарабатывают на вымышленных нарушениях – это образец того, что легко создать искусственные проблемы, которые обычной человеческой логикой невозможно разрешить. Как это показано в фильме? Здравый смысл подсказывает, что обвинение против Нила ложно, а доказать на человеческом уровне это, оказывается, невозможно. Это прекрасный пример того, что полностью понять Божественную логику в виде здравого смысла человеческим умом часто бывает невозможно. Вернее можно, когда каждый лжец окажется перед выбором умереть или сказать правду. Примерно похожая нелепая ситуация, когда человеческой логикой не удается разрешить простую банальную ситуацию, реализована в советской комедии советского режиссера Леонида Гайдая «Жених с того света» (1958 г.).

 

      3. Люди, поклоняющиеся своим желаниям, постепенно превращаются в животных, которым нужны лишь телесные удовольствия (вкусная еда, секс, танцы и т.д.) и больше ничего. Такие люди могут считать самих себя счастливыми, а в действительности несчастны. Почему? Потому что являются рабами удовольствий. Это раскрыто на примере города, в котором люди попадают в наркотическую зависимость от специального наркотика.

       Главный герой Нил не живет человеческими удовольствиями – для него здравый смысл (одно из ярких проявлений Божественной логики) важнее удовольствий, поэтому он отказывается принять наркотик. Обратим внимание, как у Нила развита диалектика (еще одно из проявлений Божественной логики): с одной стороны он принимает от полицейского место в гостинице, чтобы переночевать, а с другой стороны, несмотря на полное отсутствие денег, не берет 300 долларов за то, что его знакомая стала наркоманкой. Идеалист бы выбрал бы одну из крайностей: либо взял номер и деньги (а кому и когда деньги могут помешать?), либо наоборот отказался от того и другого.

 

    4. Почему попутчик Нила болен раком и не каким-нибудь, а раком легких, который практически неизлечим? Потому что попутчик Нила чересчур правильный, даже в самых мелочах. Он не имеет гибкости и снисходительности к слабостям и несовершенствам других людей. Для него все поделено на белое и черное, на ложь и правду. «Дьявол в крайностях, а Бог посередине» - известная половица. Попутчик Нила живет крайностями – ему легче умереть (взорвав себя), чем принять несправедливость. В отличие от него Нил обладает психологической гибкостью (еще одно из проявлений Божественной логики) – с одной стороны, он не спорит с таким попутчиком, принимает его условия, понимая, что спорить с ним чревато;  с другой стороны при необходимости зовет его на помощь, зная, что его попутчик, увидев несправедливость, обязательно вмешается и тем самым поможет ему выпутаться из сложной ситуации. Получается, что человек, обладающий диалектикой, итоге всегда так или иначе управляет идеалистом, хотя последний об этом может и не догадываться.

 

       5. Как выглядит Божественная логика? Люди привыкли считать Творца добрым дедушкой, который дает конфеты и во всем угождает, в первую очередь в желаниях (здоровья себе и детям, хорошей работы и т.д. и т.п.). В обычном представлении Бог только помогает, а наказывает дьявол. В действительности дьявола нет, есть только Бог, который ВСЕГДА помогает, но эта помощь направлена человеку в первую очередь его душе, и в одних случаях помощь реализовывается в виде здоровья и отсутствия проблем, а в других наоборот в виде болезней и появления проблем.

        В фильме это показано на примере молодого человека, спешащего на важную встречу, но из-за своей спешки случайно сбившего велосипедиста, и из-за этого лишившегося своего сотового телефона и как следствие безнадежно опоздавшего на очень важную деловую встречу. Молодой человек не понимает, что создавшаяся проблема в действительности спасает для него куда более важную ценность – опоздав на встречу, он сохранил себе жизнь. Но как обычно поступает атеист? Атеист не видит помощи сверху, он не желает даже понимать намеков судьбы – для него главное реализовать свои планы и желания, и когда  они разрушаются, атеист впадает в ярость и гнев. Но в фильме молодому человеку «повезло» - у него появилась уникальная возможность не сбить велосипедиста, а, значит, не лишиться своего сотового телефона и, как он считал, тем самым успеть на встречу. Воспользовавшись такой уникальной возможностью, молодой человек подписал себе приговор – вместо опоздания на важную встречу, как он считал, ему пришлось распрощаться с самой жизнью… Закономерный, логичный и, заметим, справедливый итог человека, живущего своими сиюминутными целями и планами.

 

     6. Что такое «волшебный шар» в руках Нила? Это возможность видения будущих событий, а это непременно позволяет создать себе благополучную судьбу. Какой человек не хочет создать себе благополучную судьбу? Пожалуй, все. Вот только есть нюанс – если ты точно знаешь, что способен создать себе благополучную судьбу, то тогда тебе Бог не нужен. А действительно, зачем? Но как только человек забывает о Боге, то рано или поздно у него разваливается судьба. Поэтому в обычной жизни все те, кто ходит к гадалкам, астрологам, эзотериками и прочим личностям, пытаясь выгадать себе благополучную судьбу, обречены как раз на развал судьбы – таким людям Бог не нужен, а такое свыше не прощается. Судьбу не обмануть – можно обмануть других людей и даже самого себя, но Творца обмануть не получиться…

      Нил, поддавшись на искушение, принимает «волшебный шар» и тоже пытается с помощью него создать себе благополучную судьбу, всё время спрашивая у «шара» ответа на тот или иной вопрос о будущем (например, когда пытался выиграть большую сумму денег в кафе), но затем любовь в его душе всё же одерживает верх над разумом, и Нил выбрасывает этот шар. Что такое выбросить «волшебный шар»? Это значит, что человек начал жить не исполнением своих желаний, а чувством любви в душе и интуицией.

 

      7. Почему для главного героя работать художником важнее стать юристом? Потому что для него любимое дело важнее заработка и благополучной судьбы. Любимое дело больше связано с душой, а заработок с потребностями тела. Таким образом, для главного героя душа важнее тела – одно из главных отличий верующего человека от атеиста.

 

       8. Является ли главный герой верующим человеком, если он не ходит в церковь и не молится? Внешне главный герой, как и многие в современное время, является атеистом, но подсознательно он верующий, и это его спасает в самых безнадежных ситуациях. Периодически главный герой совершает ошибки (соглашается работать юристом, принимает подарок отца, принимает «волшебный шар» и т.д.), но раз за разом отказывается от всего, что вредит его душе: выбрасывает автомобиль в пропасть, разбивает «волшебный шар», решает для себя работать художником…

 

      9. В фильме раскрыт важный момент – любое событие, происходящее с нами, не случайно. Этот момент показан, когда Нил на автомобиле встречает по дороге ОЖГ, который говорит ему: «Любое событие в нашей жизни не случайно, верно ведь?»

       Почему не случайно? Потому что всё происходящее во вселенной определено Творцом (по Библии: «Ни один волос не упадет с человека без воли Божьей», а что тогда говорить о других событиях?). Таким образом, нет смысла убегать от опасностей – надо уметь найти в себе смелость посмотреть всем опасностям и даже смерти прямо в глаза, но при этом не бездействовать, надеясь на чудо, а что-то предпринимать. Главный герой Нил так и поступает.

 

     10. Во время просмотра фильма может сложиться мнение, что ОЖГ – это самый настоящий дьявол. Почему? Потому что он вводит людей в искушения, исполняя их желания и тем самым губя их. В действительности после просмотра фильма появляется ощущение того, что ОГЖ, искушая людей, пытается на самом деле помочь им, но только не их тленной физической оболочке, а душам.  Поэтому в одних случаях из-за ОЖГ один человек погибает (тот, из-за которого велосипед был раздавлен грузовым автомобилем), а другой спасается (в нашем случае главный герой благодаря ОЖГ смог найти себя в виде выбора профессии и становлении личности как таковой). То есть ОЖГ действует как санитар леса – неверующие (слабые душой) расстаются с жизнью, не выдерживая искушения, а верующие, пройдя все искушения и спасая свою душу, сохраняют жизнь и становятся в итоге еще сильнее.

 

      11. ОЖГ не раз в фильме говорит: «Порою люди сами не знают, чего хотят». В чем смысл этой фразы? Человек, не заботящийся о своей душе, не понимает, что исполнение желаний, связанных с потребностями тела и благополучной судьбы, обычно вредит душе и в конечном итоге приведет его к еще большим проблемам. То есть обычный человек ориентируется на тактику (спасение тела), а не на стратегию (спасение души), и отсюда все его проблемы. В фильме это раскрыто двумя яркими эпизодами.

     Так, велосипедист, пожелав не опоздать на встречу, в итоге расстался с собственной жизнью, а один пожилой человек, любитель покушать много и часто, получил такую возможность (у него в желудке появилась «черная дыра»), но очень скоро возможность много и вкусно есть перестало его радовать – оказывается, много и вкусно есть для него превратилось из счастья в наказание.

 

      12. Человек, поклоняющийся удовольствиям (сделавших их смыслом жизни), не соблюдая ограничения своим желаниями (то есть по-христиански означает держать пост), глубоко несчастен и со стороны выглядит жалким и смешным. Это ярко показано на примере блудницы – красивой молодой девушки (от силы которой 25 лет), с симпатичной фигурой, но которая ненасытна в прямом смысле в вопросах секса. Девушка успела не только переспать более с чем двумя с половинами тысячью мужчинами (примерно сексуальная связь у нее либо каждый день, либо через день), так и еще и записывала мужчин в свою тетрадь, сравнивая затем их между собою. Ища себе идеального партнера, она, разумеется, никогда своего мужчину не найдет. Да, она, судя по всему, получает удовольствие от секса, но это удовольствие ей очень дорого обходится. Почему? Потому что она уже вряд ли выйдет замуж и родит здоровых детей, и очень скоро, когда старость даст о себе знать, она вдруг поймет о бесцельно потраченном времени (хотя может и не признаться себе в этом – так устроен человек). В фильме главные герои над ней откровенно смеются (и есть за что, строго говоря), а в действительности ее по-человечески жаль – разваленная душа, отсутствие семьи в будущем и возможность стать достойным примером матери для своих детей, если они все же появятся…

 

 

С уважением Храмов Сергей Юрьевич, г. Чебоксары,

20-22 июля 2016 г., e-mail: chramov1@rambler.ru;

 http://rezenzija.umi.ru, http://davaite-poigraem.umi.ru, http://vtoraj-mirovaj.umi.ru