chramov1@rambler.ru

«Старикам тут не место»

 

        Известный фильм режиссеров братьев Коэнов. Из 8 номинаций на «Оскар» в 2008 оду. Фильм получил 4 награды в категориях: лучший фильм, лучшая мужская роль второго плана, лучшая режиссура и лучший адаптированный сценарий. Фильм также получил множество одобрительных рецензий от кинокритиков и зрителей, которые посчитали данный фильм «возвращением» братьев Коэнов. В списке, составленном Ассоциацией кинокритиков Лос-Анджелеса, с целью выявить десять лучших фильмов первого десятилетия XXI века, фильм «Старикам тут не место» занял пятое место.

        Краткое содержание фильма.

 

        …Пустынные и дикие пейзажи западного Техаса июня 1980 года. За кадром местный шериф Белл рассказывает о происходящих переменах: преступность в регионе растёт, а сами преступники становятся всё более жестокими и бесчеловечными. Как только он заканчивает рассказ, на одной из дорог Техаса помощник шерифа арестовывает, а затем привозит к себе в участок преступника. Им оказывается наемный убийца Антон Чигур, который вскоре совершает дерзкий побег из полицейского участка, задушив с помощью надетых на него наручников помощника шерифа.

        В это время Льюэллин Мосс, ветеран Вьетнамской войны, а ныне сварщик, охотясь на антилоп неподалеку от Рио-Гранде, обнаруживает место случившейся ранее кровавой бойни, произошедшей между двумя группами наркоторговцев. Среди продырявленных пулями автомашин и трупов Мосс обнаруживает фургон с наркотиками и умирающего от огнестрельных ран мексиканца. Истекающий кровью мексиканец жалобно просит его дать ему немного воды. Мосс игнорирует его просьбу и находит чемодан с несколькими миллионами долларов внутри. Недолго поразмыслив, он уезжает домой вместе с чемоданом.

        Ночью Мосс, мучаясь угрызениями совести, нехотя одевается, берет с собой канистру с водой для раненного мексиканца и вновь отправляется на место перестрелки. По прибытию, он обнаруживает, что мексиканец уже кем-то застрелен в голову. Машину Мосса замечают мексиканские бандиты, которые оказываются там же в то же самое время. Начинается стрельба, и Мосс с трудом уходит от погони. Но Мосс оставил свой автомобиль, а потому бандиты и нанятый ими Чигур узнают личность Мосса по регистрационной табличке оставленного автомобиля. Чтобы легче было найти Мосса, бандиты дают Чигуру приёмник, настроенный на передатчик, спрятанный в чемодане с похищенными миллионами. Получив приемник, Чигур решает взять деньги себе и не отдавать бандитам, а потому убивает самих бандитов.

        Возвратившись в свой трейлер, Мосс из соображений безопасности отправляет свою жену к её матери в штат Техас, а сам селится в мотель за городом. Мосс разумно прячет чемодан с деньгами не в номере, а в вентиляционной трубе номера, а затем ненадолго отлучается. Мексиканские бандиты выходят на его след и устраивают засаду в номере, ожидая его возвращения..

        В свою очередь Чигур, используя отслеживающее устройство (о наличии которого Мосс пока не подозревает), находит мотель, где остановился Мосс и, ворвавшись в его номер, натыкается на мексиканских бандитов. Используя элемент внезапности, Чигур быстро ликвидирует их одного за другим. В это время Мосс, предусмотрительно для этого снявший смежный номер, слышит стрельбу из своего номера, понимает причину стрельбы, вытаскивает деньги через вентиляцию и покидает мотель, поймав попутку. Остановившись в приграничном отеле неподалёку от пропускного пункта между США и Мексикой, Мосс обнаруживает отслеживающее устройство, но Чигур уже приехал в этот отель. В результате короткой перестрелки оба участника получают серьезные ранения, однако Моссу опять удается уйти. Мосс переходит границу с Мексикой, выбросив чемодан с деньгами в кусты под мостом возле пограничного пункта. Чигур, раненый, оперирует сам себя в отеле, доставая дробь из бедра.

        В мексиканской больнице тяжело раненого Мосса находит Уэллс, также нанятый мексиканскими бандитами, чтобы найти деньги. Уэллс пытается  уговорить Мосса по-хорошему отдать деньги и совместно расправиться с Чигуром, так как он чрезвычайно опасен для всех. Но Мосс отказывается. Тогда Уэллс оставляет Моссу свою визитку. Уэллс возвращается в свой отель, где его уже ждет сам Чигур – после небольшого диалога Чигур убивает Уэллса. В этот момент Уэллсу звонит Мосс, который решил заключить с ним сделку. Чигур, взяв телефон, предлагает Моссу вернуть деньги: если Мосс вернет деньги, то Чигур убьет только Мосса, а иначе он убьёт и его и его жену. Мосс отказывается и, выздоровев, достает чемодан с деньгами из кустов и возвращается в Техас. Договорившись с женой о встрече в Эль-Пасо, Мосс не подозревает, что об этом от слишком разговорчивой матери Карлы Джин узнают мексиканцы. Шериф Белл, узнавший о местонахождении Мосса от его жены, едет в отель спасти Мосса, но того в перестрелке уже убили мексиканцы.

        Спустя время жена Мосса возвращается с похорон матери и неожиданно обнаруживает у себя дома Чигура. Чигур объясняет цель своего визита: он обещал Моссу убить его жену, если тот не вернет ему деньги, а Мосс, несмотря на предупреждение, деньги так и не вернул. Чигур резонно замечает женщине, что она не нужна своему мужу. Чтобы решить, как быть дальше, Чигур предлагает женщине подбросить монетку, чтобы орлом или решкой решить свою судьбу. Жена Мосса отказывается принимать участие в игре, ответив ему, что решение в любом случае примет он, а подбрасывать монету бессмысленно. Чигур возражает ей: «Мнение монетки совпало с моим». Выйдя из дома, Чигур проверяет подошвы на наличие крови и уезжает, но попадает в сильную аварию, и получает открытый перелом руки. Дав подбежавшим подросткам денег (чтобы не бежали в полицию), окровавленный Чигур берет у одного из них рубашку, из которой делает повязку для сломанной руки, и уходит в неизвестном направлении.

       Фильм заканчивается разговором Белла (который уже вышел на пенсию) со своей женой. Белл рассказывает о том, что ему приснилось два сна. В первом он «теряет деньги», которые ему дал отец, также работавший полицейским и давно уже умерший. Во втором сне Белл и его отец пересекают на лошадях заснеженный горный перевал. Отец тихо обгоняет его, неся вперед огонь. Белл знает, что где-то впереди отец будет ждать его у разведенного костра, окруженного холодной темнотой. «И тут я проснулся» – заканчивает свой рассказ Белл.

 

         Главные нюансы фильма заключены в следующих вопросах.

1. Почему шериф, полицейский в возрасте (вполне возможно уже пенсионер), говорит своему молодому коллеге, что времена сильно изменились? Как изменились?

2. Почему профессиональный убийца Чигур перед тем, как застрелить свою жертву, бросает монетку?

3. Почему Мосс, герой вьетнамской войны, проиграл схватку Чигуру?

4. В чем смысл ситуации, когда в конце фильма в машину убийцы Чигура врезался автомобиль, проехавший перекресток на красный цвет?

5. Почему такое название у фильма?

 

           Попробуем ответить на поставленные вопросы.

        1. В современное время высшей ценностью для людей стали материальное благополучие, и это обстоятельство самым худшим образом стало сказываться на душах людей – у людей стали исчезать самые элементарные понятия нравственности и совести.

         Старик-полицейский, шериф по имени Белл, это очень хорошо показывает на примере того, как в его молодости, примерно лет 40 назад, он ходил без оружия и, если ловил на месте преступления, мог всего лишь сказать: «Стоять! Вы арестованы», и после таких слов преступник не оказывал сопротивления и сам шел в полицейский участок. В современное же время преступник, пойманный на месте преступления, начинает оказывать активное сопротивление, вплоть до убийства полицейского, если позволят обстоятельства.

          Полная деградация души показана в фильме на примере профессионального убийцы Чигура – этот человек готов не просто убить человека, для него, и это самое страшное для современного мира, убийство является даже неким особым удовольствием, новым наслаждением в жизни. У современного преступника нет даже малейших признаков наличия совести и человеческого сострадания, для современного преступника на первом месте находятся лишь собственное благополучие и собственная значимость.

           Если появились такие люди как Чигур, то это означает, что современное американское общество, высшей ценностью для которого стало материальное благополучие, стремительно вырождается, и это показано не только на примере Чигура, но и на примере будущего Америки – на ее детях. В конце фильма, когда Чигур попал в автокатастрофу, мальчишки, увидев как у мужчины после аварии произошел открытый перелом руки, позволили себе взять у него 100 долларов…

          2. Бросание монетки перед убийством – это признание того, что на Земле есть некая высшая воля, которая важнее нашей личной. У профессионального убийцы Чигура потрясающая интуиция, и причина этому редкому качеству – ощущение Чигуром высшей воли в происходящих событиях, ощущением того, что нельзя идти наперекор этой высшей воли: если монетка покажет орла, убивать можно, если решку – жертву следует оставить в живых. Так оно и есть на самом деле.

          Обратим внимание, как Чигуру сходят с рук все его преступления. Почему? Потому что он является в обществе своего рода «санитаром леса», «чистильщиком» – он убивает в первую очередь тех, кто перестал жить душой, он убивает тех, для которых высшей ценностью стало материальное благополучие. «Санитар леса» – это примерно то же самое, что для зайцев в лесу волки. Волки в первую очередь съедают самых слабых и болезненных зайцев, тем самым оставляя в живых сильных и здоровых, то есть фактически волки позволяют зайцам за счет отбора сохранить свою популяцию. Если из леса полностью убрать волков, то популяция зайцев в первый момент резко вырастет, но затем начнет падать, так как из-за увеличивающегося количества рождающихся больных и слабых зайцев процент здоровых будет уменьшаться вплоть до того, что в какой-то момент у зайцев просто перестанут рождаться дети, и тогда популяция зайцев исчезнет совсем. Таким образом, «санитары леса» нужны – в этом заключена гармония мира. Чигур в фильме является по сути таким же «санитаром леса» для больного американского общества, как волки для зайцев. По этой причине Чигур какое-то время даже защищен «сверху», отсюда и его неуязвимость. Почему какое-то? Пока у Чигура есть в душе ранее накопленный запас любви (от прошлых жизней), он неуязвим, но как только он исчерпается, а Чигур его стремительно исчерпывает, он обречен – ему не помогут ни врачи, ни соблюдение Чигуром гражданских законов.

         3. У грабителя Мосса, который нашел деньги, и у профессионального убийцы Чигура, есть общая черта – это поклонение благополучной судьбе. Оба смелы и решительны в своих действиях, оба хорошо стреляют из оружия. Сходств между ними можно найти еще множество, но есть одно отличие, которое делает убийцу выше грабителя. Что это за отличие?

         Чтобы ответить на этот вопрос, надо показать, что люди по своему уровню развития делятся  три группы: «человек-тело» (первый уровень – самый низший), «человек-дух» (второй уровень), «человек-душа» (третий-высший). Правда, есть четвертый уровень, самый высокий, к которому старцы и святые, но так как в фильме они не показаны, то его и не рассматриваем.

          Первый уровень – это когда человек ориентируется в своей жизни исключительно с точки зрения заботы о своем теле. Второй уровень – это когда человек ориентируется в своей жизни на свой дух, то есть у этого человека есть некоторые свои жизненные принципы, которых ради денег он не переступит. «Человек-дух» по своему уровню развития стоит выше «человека-тела», поэтому рано или поздно он всегда победит «человека-тела» - это закон природы, закон развития человека.

          Мосс относится к первому уровню, а Чигур ко второму. Почему грабитель Мосс является «человеком-телом»? Потому что у нет никаких моральных принципов, его интересуют только деньги. Почему убийца Чигур относится к более высокому уровню – к «человеку-духу»? Потому что он не просто убивает человека, а бросает перед этим монетку, то есть для него есть некие высшие понятия, пусть и ущербные. Если монетка покажет «отказ», Чигур откажется и от денег – так устроен Чигур. Так что Мосс в противоборстве заметно уступает Чигуру, а потому обречен.

          Как показано в фильме, что Мосс уступает Чигуру? Мосс во время перестрелки очень нервничает и переживает, потому что он «человек-тело», а для такого человека вполне логично сильно переживать, если можешь погибнуть. Чигур же является «человеком-духом», а потому во время перестрелки он исключительно хладнокровен, он не переживает и не потеет – он просто делает свое дело. И даже получив серьезное ранение, Чигур не впадает в панику или в страх за свою жизнь – он сам спокойно вытаскивает у себя пулю, хотя и испытывает при этом ужасные физические боли.

           А показаны ли в фильме люди типа «человек-душа»? Да, показаны в виде двух полицейских (шерифа-старика и его молодого напарника). У этих двух людей, единственных во всем фильме, на первом месте стоит душа и связанные с нею совесть и мораль, а не потребности тела и духа.

           4. Обратим внимание, что убийцу Чигура так никто и не смог одолеть. Сначала погибли мексиканские главари, которые наняли Чигура найти Мосса, укравшего у них деньги. Позже погибли и те, кто решил расправиться с самим Чигуром. Затем погиб и сам Мосс. Казалось бы, нет того, который может справиться с Чигуром. Даже полицейские не смогли выйти на след Чигура. В таких ситуациях во время просмотра возникает состояние безысходности и несправедливости окружающего мира. Но мир управляется «сверху», а потому высшие законы никому не удастся обмануть: если убийцу не могут остановить люди, то включаются другие законы, которые действует обычно наперекор всем человеческим принципам, наказывая того, кто напрочь забыл о своей душе. Как это показано?

           Авария на перекрестке, которая произошла не по вине Чигура (он выехал на зеленый свет) – это и есть та высшая воля, которую убийца Чигур, разумеется, в своих логических выкладках не учитывал ни до совершения своих преступлений, ни после. И эта авария является для него лишь первым знаком, за которым обязательно будет и последующий, а потому такой человек наподобие Чигура обречен умереть, но как это произойдет и при каких обстоятельствах – это вопрос уже второй и не так важен в действительности.

          5. Почему такое название у фильма? Кто такой старик в сегодняшнем современном мире? Это человек, у которого жизненные принципы сформировались не сегодняшними ложными ценностями, а теми, которые были присуще человечеству 40-50 лет назад. Для людей старшего поколения понятия совести и нравственности являются далеко не пустым звуком. В современное же время большинство думают только о материальной выгоде, мечтают в перспективе устроить в первую очередь свою  благополучную судьбу. По этой причине люди старшего поколения со своими жизненными принципами совести как бы выпадают из современного общества. Отсюда и название этого фильма.

 

 

С уважением Храмов Сергей Юрьевич, г. Чебоксары,

5 августа 2015 г.