chramov1@rambler.ru

Рецензии на мультфильмы

 

      Советские мультфильмы – это лучшие мультфильмы для детей с точки зрения их нравственного воспитания. Почему?

       1. Во многих советских мультфильмов присутствует диалектика. Что такое диалектика? Это с одной стороны есть отрицательный герой, которого в обычной ситуации хочется осуждать и презирать, но, тем не менее, в конце мультфильма его становится по-человечески жалко. Отрицательного героя хочется любить даже больше положительного героя, появляется желание помочь ему понять, что если он хочет стать счастливым, то следует измениться в лучшую сторону…

      2. Практически в каждом советском мультфильме есть песни («Леопольд», «Малыш и Карлсон», «каникулы в Простоквашино», «Бременские музыканты», «Летучий корабль» и т.д.). А что такое песня? Это полет души, это радость от жизни, это приоритет ценности души над материальным миром. Потому что песня передает смысл на подсознательном уровне, а просто слова – только на сознании. Обратим внимание, что в зарубежных мультфильмах песен очень мало, а порою совсем нет. Потому что в зарубежных мультфильмах акцент ставится не на душе, а на сознании – главное объяснить на словах, а не передать мысль чувствами. К сожалению, современные российские мультфильмы («Смешарики», «Лунтик» и другие), весьма неплохие по содержанию, имеют мало песен, то есть в них явно выражен приоритет всё-таки сознания над душой, а должно быть наоборот.

       3. Хорошие мультфильмы очень емки по своему содержанию, а посредственные как правило имеют один и тот же сценарий, но в разных вариациях. Поэтому мультфильм с интересным содержанием трудно штамповать, а вот без содержания – запросто. Это очень показательно на сравнении самого известного советского мультипликационного сериала «Ну, погоди!» и американского «Том и Джерри». Так, в мультфильме «Ну, погоди» с 1969 по 1986 год вышло всего 16 серий, то есть примерно одна серия  год, а вот «Том и Джерри» в год снималось примерно 10 серий (всего серий несколько сотен). Согласимся, что качественный продукт невозможно так штамповать!

 

 «Ну, погоди!»

 

       В этом мультфильме есть два ярко выраженных героя: отрицательный герой в виде серого волка и положительного героя в виде зайца. Мы все привыкли любить положительных героев и осуждать отрицательных, но после просмотра любой серии «Ну, погоди!» возникает интересное чувство – серого волка по-человечески жалко. Почему к нему появляется жалость, ведь он сильнее зайца?

       Потому что дети после каждой серии начинают понимать, что каким бы не был сильным серый волк, он обречен проиграть зайцу: где-то что-то серый волк сделает не так, где-то его подведет его собственное высокомерие, где его подведет его жадность, где-то он сам себя перехитрит и т.п. и т.д. Этот мультфильм на примере волка тем самым как бы учит детей: высокомерие, грубая физическая сила, жадность – это источник твоих будущих проблем. Поэтому волк каждый раз в конце мультфильма терпит фиаско перед зайцем и вынужден от досады сокрушаться очередным своим поражением: «Ну, ну, ну, по-го-ди-и!..»

       В то же время заяц, физически очень слабый, благодаря своему удивительному добродушию, в каждой серии побеждает в конечном итоге волка. Причем побеждает не в том смысле, что унижает поверженного соперника и тем самым показывает ему свое превосходство, а побеждает в первую очередь за счет демонстрации волку своего добродушия, которое важнее всех других человеческих качеств. Ведь именно заяц первым протягивает волку руку дружбы, в минуты опасности для волка спешит ему на помощь не кто иной, как заяц. Таким образом, мультфильм на примере зайца как бы говорит детям: «Хотите уметь выкручиваться из любой тяжелой ситуации, будьте добродушны и не мстительны – эти качества лучше любых других качеств».

 Храмов Сергей Юрьевич, 2 июля 2015 года, г.Чебоксары.

 

 «Леопольд»

 

        Всё, что было сказано про «Ну, погоди!», в равно степени относится и к «Леопольду», разве что вместо серого волка здесь две мыши, очень слабые физически, но зато, надо заметить, очень смышленые и хитрые, а вместо зайца кот, очень сильный физический, который весьма уступает в коварстве и хитрости мышам, но зато обладает чрезвычайным добродушием.

        Добродушие кота проявляется в первую очередь тем, что какие бы не были мыши, он не держит на них обид, тем самым показывая зрителям, что вся хитрость и коварство мышей объясняются несовершенством их душ. То есть этот мультфильм как бы говорит детям, что нет плохих людей, есть люди с несовершенными душами, и таких людей надо тоже любить, и помогать таким людям стать лучше тоже надо. Как этом замысел реализован в мультфильме?

        Какие бы козни мыши не делали против кота, кот всё равно не держит на них зла, не желает отомстить, а вместо этого он, более сильный, в конце серии обычно держит мышей в своих лапах (чего ему стоит их в этот момент съесть?), предлагает дружно жить и уважать друг друга: «Ребята, давайте жить дружно!»

 Храмов Сергей Юрьевич, 2 июля 2015 года, г.Чебоксары.

 

 «Том и Джерри»

 

        Это один из самых худших мультфильмов для детей. Внешне он очень похож на «Леопольда», но конечная цель в воспитании детей достигается прямо противоположная – надо не просто унизить более сильного кота за счет своей хитрости и смекалки, надо доказать коту, что он «дебил»; надо уметь радоваться своими успехами над неудачами другого; над более глупым позволено смеяться и надсмехаться; если и предлагать дружбу более глупому, то только с позиции силы, своего превосходства над ним…

  Храмов Сергей Юрьевич, 16 июля 2015 года, г.Чебоксары.