chramov1@rambler.ru

«Остров»

 

         Российский фильм 2006 года, режиссер – Павел Лунгин. В 2006 году завоевал приз как лучший фильм на кинофестивале «Московская премьера», в 2007 году получил шесть премий «Золотой орёл» и еще шесть премий «Ника», среди которых значатся: «Лучший фильм года», «Лучшая мужская роль второго плана» (Виктор Сухоруков, сыгравший настоятеля монастыря), «Лучшая мужская роль» (Петр Мамонов, сыгравший отца Анатолия), «Лучший режиссёр» (Павел Лунгин), «Лучший сценарий» (Дмитрий Соболев), «Лучшая операторская работа» (Андрей Жегалов, посмертно), «Лучшая работа звукорежиссёра» (Стефан Альбине, Владимир Литровник, Степан Богданов).

        Фильм очень интересный, так как показывает, что главные законы в нашем мире – это, оказывается, вовсе не материальные законы (как принято считать у ученых и медиков), а так называемые законы «тонкого плана», законы души – именно эти законы и определяют все окружающие вокруг нас события,  в том числе формируют нашу судьбу, здоровье, счастье и т.д.

         Для начала краткое содержание фильма.

 

        …Во время Великой Отечественной войны в 1942 году где-то на Севере немецкий корабль захватывает советскую баржу, перевозящую уголь. На борту корабля находятся всего два человека: шкипер Тихон и кочегар Анатолий. Оба попытались спрятаться в угле, но немецкие моряки находят Анатолия. После побоев и попытки разыграть не понимающего вопрос на немецком «Где капитан?» Кочегар показывает немцам, где спрятался Тихон. Пленников ставят у борта с намерением расстрелять. Кочегар начинает рыдать, умоляя сохранить ему жизнь. Тихон же держится спокойно и с достоинством, не показывает ни малейшего страха перед скорой смертью – наоборот демонстративно закуривает. Немецкий офицер, видя трусость Анатолия, предлагает кочегару спасти свою жизнь, застрелив своего товарища, и даёт ему пистолет с одним патроном. Кочегар бьется в истерике, но, желая выжить, всё же стреляет в Тихона, и тот падает за борт. Немцы, удовлетворившись увиденным, оставляют кочегара в живых, минируют баржу и покидают её. Кочегар остаётся на заминированном судне, которое вскоре взрывается.

         Чуть позже монахи подбирают на берегу почти безжизненное тело кочегара.

        …Действие переносится в 1976 год. Кочегар значительно постарел. Он принял монашество и теперь носит имя Анатолий. Его основное послушание – трудиться в монастыре истопником. Живёт он в котельной, спит на углях. К нему, как к старцу, с разными нуждами и болезнями приезжают люди, так как он обладает даром прозорливости и способностью исцелять при помощи молитвы. Странностей же старца Анатолия некоторые монахи не понимают: Анатолий молится отдельно от всех них, часто опаздывает на службу, ни с того ни сего начинает громко запевать песни. В числе непонимающих – отец Иов, упрекающий отца Анатолия за его непослушание, но очень завидующий отцу Анатолию из-за его дара. Настоятель монастыря, отец Филарет, пытается наладить отношения с отцом Анатолием, отвечая на жалобы отца Иова.

         Отцу Анатолию, несмотря на смирение и раскаяние, всё время не даёт покоя совершенное им преступление в годы войны – он часто садится в лодку и уплывает на уединённый остров, где усердно молится и кается в совершённом грехе.

         Однажды в монастырь приезжает видный адмирал со своей одержимой дочерью. Старец везёт её на остров и с помощью молитвы изгоняет из неё беса. Адмирал же оказался тем самым Тихоном, в которого стрелял Анатолий. В беседе выясняется, что Анатолий лишь ранил Тихона в руку, и тому удалось спастись. Тихон говорит Анатолию, что давно простил его.

         Теперь Анатолий знает, что может спокойно умереть. Отец Анатолий просит отца Иова принести ему простой гроб. Тот приносит, но не понимает для чего. Отец Анатолий шутя ругает отца Иова за слишком роскошный «ящик». Отец Иов пытается загладить свою вину и трет гроб углям. Отец Анатолий, тем временем, ложится в него и просит отца Иова пойти и сказать братии, что он скончался. Отец Иов, пораженный такой спокойной просьбой отца Анатолия, бежит к колокольне и бьёт в колокола, оповещая о смерти старца. Гроб с телом монахи везут в лодке на его остров.

 

          Попробуйте ответить на следующие вопросы. Не торопитесь сразу смотреть ответы – пользы будет куда больше, если сначала сами дадите ответ, а затем сравните с написанным.

 

1. Почему кочегар выстрелил в шкипера? Почему немцы не застрелили кочегара?

2. Почему кочегар так сильно радовался, когда немцы сохранили ему жизнь и отпустили?

3. Почему кочегар сумел выжить?

4. В чем феномен отца Анатолия?

5. Почему отец Анатолий живет отдельно и спит на углях?

6. Почему отец Анатолий молится не как все монахи? Почему отец Анатолий демонстративно нарушает церковные регламенты?

7. Почему дар исцеления больных людей проявился лишь у отца Анатолия, а у других монахов, которые не нарушают церковные регламенты, не оказалось такого дара?

8. Зачем отец Анатолий перед приходом Иова специально испачкал ручку двери углем?

9. Почему мать мальчика решила уехать уже на второй день сразу после исцеления сына?

10. Почему у девушки, решившейся на аборт, родится сын, а не дочь?

11. Почему отец Анатолий лечит не сам, а как бы через некоего «старца», находящегося в отдельной комнате?

12. Зачем отец Анатолий сжег сапоги у настоятеля монастыря и выкинул его ковер в море?

13. Почему настоятель монастыря пошел переночевать к отцу Анатолию одну ночь на углях?

14. Почему настоятель монастыря испугался умереть?

15. Почему у адмирала дочь страдала одержимостью? В чем главная причина ее болезни?

16. Можно ли было лечить дочь адмирала?

17. Почему отец Анатолий так легко и спокойно принимает свою смерть?

18. Был ли счастлив отец Анатолий в своей жизни?

 

           А теперь попробуем ответить.

1. «Почему кочегар выстрелил в шкипера? Почему немцы не застрелили кочегара?»

          Кочегар выстрелил в шкипера по простой причине – чтобы спасти свою жизнь. Другими словами – для кочегара в момент пленения стоял выбор: либо умереть с достоинством вместе с товарищем, либо застрелить своего товарища и попытаться выжить. Кочегар сделал выбор в пользу себя, тем самым показав немцам, что для него собственная жизнь важнее чести и товарищества.

          Человек, который печется за свою жизнь больше, чем за честь, уже не боец, его нечего опасаться. По этой причине немцы сохранили жизнь кочегару, не застрелив его. Кочегар должен был погибнуть при взрыве корабля, но в любом случае кочегар как человек уже «мертв» – тот, кто растоптал в своей душе любовь к другому человеку, а только при таком условии можно отнять жизнь у другого человека ради спасения своей, не имеет шансов выжить в будущем, даже если каким-то чудом спасется.

 

2. «Почему кочегар так сильно радовался, когда немцы сохранили ему жизнь и отпустили?»

           Человек, растоптавший свою душу, начинает безумно радоваться, когда живет его тело – такой человек превращается в животное, для которого высшей ценностью становится его тело и связанная с ним жизнь. Именно по этой причине кочегар очень радовался, когда немцы сохранили ему жизнь и отпустили: тело живо, жизнь продолжается – хороший повод для радости!

 

3. «Почему кочегар сумел выжить?»

          Кочегара подобрали не какие-то там рыбаки или охотники, а монахи. Это обстоятельство и спасло жизнь. Там, где постоянно молятся, где на первом месте находится спасение души, а не спасение тела, возможна трансформация человека. Судя по всему, за десятки лет непрерывных молитв в какой-то момент кочегар понял, что спасение души является важнее самой человеческой жизни – поэтому кочегар стал монахом, и у него резко изменились жизненные ценности. Отныне свою главную точку опоры кочегар, ставший отцом Анатолием, сделал на душу, на познание Бога в себе, а не на удовлетворение человеческих потребностей и спасение своей жизни. Трансформация души позволила кочегару в конечном итоге и выжить.

 

4. «В чем феномен отца Анатолия?»

         На острове много монахов, но среди них всех выделяется отец Анатолий – именно он единственный имеет дар исцеления. Откуда взялся такой феномен у отца Анатолия с учетом его прошлого греха убийства? Ответ следующий – отец Анатолий не просто молится каждый день, он искренне и с усердием молится, потому что в отличие от других монахов своими молитвами он хочет искупить свой прошлый грех. Другие монахи, судя по всему, никого в прошлом не убивали, у них нет явно выраженных грехов, как у отца Анатолия, а потому их молитвы во многом такой искренности не имеют – они больше молятся для того, чтобы «вырасти» по службе, добиться каких-то званий и должностей, получить какие-то определенные льготы в церковной иерархии. В отличие от них отец Анатолий не преследует ни льгот, ни должностей, ни званий, поэтому его молитвы искренне, они «услышаны» сверху, и взамен ему дан дар исцеления.

 

5. «Почему отец Анатолий живет отдельно и спит на углях?»

          Любая благополучная жизнь в виде хорошей квартиры и вкусной и сытой еды создают соблазн, чтобы начать жить этой благополучной жизнью и постепенно забыть о Боге. Да, можно жить во дворце и чувствовать Бога в себе, но такое удается лишь единицам из тысяча, а то и меньше. В обычной ситуации, когда жизнь наладилась, когда исполнились мечты и нет дискомфорта, Бог не нужен – как по пословице: «На корабле во время шторма все верят в Бога, а после шторма уже нет». Комфорт и стабильность являются главными искусителями того, чтобы Бога забыть. Отец Анатолий чувствует это, поэтому и живет уединенно, в самой скромной одежде, питаясь самой скромной едой (за все время фильма отец Анатолий у себя «дома» максимум что кушает, как только пьет чай). Таким образом, отец Анатолий заставляет себя не забывать о Боге каждую долю секунды своей жизни. Обратим внимание, что отцу Анатолию не один раз предлагают переселиться в более комфортные условия, но он каждый раз отказывается – он чувствует, что этот комфорт даст блага для его тела, но повредит душе.

 

6. «Почему отец Анатолий молится не как все монахи? Почему отец Анатолий демонстративно нарушает церковные регламенты?»

           Большинство монахов молятся по привычке и по правилам. Главная опасность любой религии заключена в том, что обряды и ритуалы постепенно заменяют суть религии, а суть любой религии одна – познание Бога, раскрытие Бога в себе, видение Божественной воли во всем происходящем. К сожалению, у подавляющего числа священников считается, что главное для них – это четко и скрупулезно выполнить предписанные ритуалы и обряды. Именно такая опасная тенденция стала проявляться у монахов монастыря – ведь ни у кого из них не раскрылся дар исцеления. Отец Анатолий видит их неправильный подход к религии и пытается им помочь, как бы говоря: «Поймите же, что ритуалы и зубрежки не главное в молитве – куда важнее личное устремление к познанию Творца!» В фильме показано, что отца Анатолия никто не понимает. Иногда, к кому-то всё же приходит интуитивное понимание того, что хочет им сказать отец Анатолий: по этой причине периодически к отцу Анатолию приходит сначала отец Иов, а затем даже сам настоятель монастыря.

 

7. «Почему дар исцеления больных людей проявился лишь у отца Анатолия, а у других монахов, которые не нарушают церковные регламенты, не оказалось такого дара?»

          Там, где нет настоящей веры, нет и дара исцеления. Настоящая вера есть только у отца Анатолия, поэтому и дар исцеления проявился только у него.

 

8. «Зачем отец Анатолий перед приходом Иова специально испачкал ручку двери углем?»

         Отец Иов слишком сильно привязан к этой жизни, значимость потребностей тела для него важнее потребностей души. Отец Анатолий каждый раз так или иначе унижает потребности тела у отца Иова, как бы тем самым предлагая ему переключиться на потребности души. Но, к сожалению, отец Иов каждый раз неправильно это воспринимает, отсюда его возмущения и ругательства. Лишь в день смерти отца Анатолия Иову приходит какое-то озарение, что есть что-то важнее тела и комфорта.

 

9. «Почему мать мальчика решила уехать уже на второй день сразу после исцеления сына?»

        Это удивительно, но факт: мать привезла своего больного сына за «тридевять земель», и как только сын выздоровел, решила сразу уехать. Почему? Потому что у нее есть какие-то срочные дела на работе, а она  так много потратила времени для сына. Отец Анатолий предлагает ей остаться хотя бы еще на один день (для причащения), но мать решает уехать. Вот так поступает типичный язычник – для него существует только тело и только дела, связанные с телом. Мать рассуждает примерно следующим образом: раз сын выздоровел, то не следует более тратить времени в этом монастыре. То, что сын без причащения может снова перестать ходить, мать не понимает. Мать вообще не хочет понимать того, почему ее сына не смогли поставить на ноги самые известные врачи, а какой-то монах всего за одну молитву поставил сына на ноги – любой здравомыслящий человек должен хотя бы чуть-чуть задуматься над этим феноменом, но человеку с языческим мышлением не до этого – он все время занят работой и прочими своими делами, но не душой. Вот так вот мыслят и действуют, согласимся, большинство людей нашего современного мира.

 

10. «Почему у девушки, решившейся на аборт, родится сын, а не дочь?»

          Девушка, решившаяся на аборт, как бы она не пыталась оправдать свое решение, в действительности совершает преступление: она убивает душу ребенка ради своего благополучия. Другими словами, она убивает Божественное ради человеческого.

          Почему совершает такое преступление? Наверное, потому что тяжело будет жить после рождения ребенка? Нет доходов? Никто не возьмет замуж с ребенком? Вполне возможно ответы на все три вопроса окажутся утвердительными, но они не могут оправдать убийство своего ребенка. Во-первых, как сложится жизнь после рождения ребенка еще неизвестно. Во-вторых, если будет действительно очень тяжело, невмоготу, то лучше родить ребенка и отдать его детдом, чем не дать ему жить. Для ребенка, как ни странно, лучше воспитаться у чужих родителей, чем умереть не родившись. Согласимся, что большинство женщин скорее сделают аборт, чем отдадут родившегося ребенка в детдом – то есть для них лучше сохранить некий моральный облик в глазах других людей и самой себя, чем сохранить любовь к своему ребенку. Это по-настоящему чистый эгоизм, а потому есть преступление. Трагедия такого преступления в том, что наше общество за такое преступление не наказывает, а даже поощряет – но если можно обмануть общество и самого себя, то свое сердце и совесть ни одной женщине не обмануть – души убиенных детей будут преследовать ее до конца жизни, и понимание того, что она поступила неправильно в главном рано или поздно придет, обычно перед самой смертью, когда жизнь, словно калейдоскоп, пробегает перед глазами заново.

          Почему у матери должен родиться мальчик, а не девочка? Когда душа человека несовершенна, когда она отрекается о любви, то это программа самоуничтожения передается ребенку – ребенок того же пола усиливает программу самоуничтожения намного сильнее, чем противоположного. По этой причине, чтобы ребенок выжил, должен родиться противоположного пола к тому, кто убивает или готов убить в своей душе любовь к ребенку ради каких-то человеческих благ. Сказанное, кстати, относится не только к одиноким матерям, но и к семьям (но в семьях ситуация несколько иная – в них ребенок ориентируется не на одного родителя, а на двух).

 

11. «Почему отец Анатолий лечит не сам, а как бы через некоего «старца», находящегося в отдельной комнате?»

        Если есть дар исцеления, то наибыстрейший путь потерять этот дар – это известность и слава. Отцу Анатолию известность и слава не нужны, он делает всё возможное, чтобы люди, пришедшие к нему за помощью, не поклонялись ему как некому святому. С этой целью отец Анатолий лечит как бы не сам – лечит некий старец, который не может ходить, и который говорит отцу Анатолию, что надо сказать тому или иному больному для исцеления.

 

12. «Зачем отец Анатолий сжег сапоги у настоятеля монастыря и выкинул его ковер в море?»

         Любой верующий человек рано или поздно может начать забывать о Боге, если станет привязываться к этому миру. Очень распространенный путь привязывания к этому миру – это через вещи. Настоятель монастыря является незаурядной личностью, но он, сам того не замечая, начал привязываться к этому миру, и в том числе через дорогие вещи (сапоги и ковер). В принципе это и есть уже дьяволизм – утрата Бога из-за привязанности. Поэтому отец Анатолий не просто сжигает сапоги настоятеля, а при этом говорит ему, что вот черти сейчас убегают из сапог, а он ловит этих «чертей» и топчет их. «Черти» – это привязанность, и с ними в первую очередь и расправляется отец Анатолий.

 

13. «Почему настоятель монастыря пошел переночевать к отцу Анатолию одну ночь на углях?»

         Настоятель монастыря является далеко не глупым человеком: он видит, что дар исцеления нет и у других монахов, а у отца Анатолия есть. По этой причине он делает логичный вывод, что лишь у отца Анатолия есть настоящая и искренняя вера в Бога, а у всех других лишь имитация этой веры. Чтобы почувствовать настоящую веру, настоятель и пошел к отцу Анатолию.

 

14. «Почему настоятель монастыря испугался умереть?»

         Страх перед смертью – это признак утраты Божественной логики. Человек с языческим мышлением всегда ориентируется в первую очередь на тело, а потому для него смерть является главным страхом. Верующий человек не только понимает, но и ощущает, что человек – это не только тело, но и душа, и даже более того душа в первую очередь (более 95%), а раз душе жить и после смерти физической оболочки, то и заботиться надо в  первую очередь о спасении души, а чрезмерно переживать по поводу гибели тела, этого 5% того, чем является человек, по большому счету глупо. Наша жизнь – это как спектакль на сцене. Пришел актер, оделся в одежду для этого спектакля, сыграл спектакль, снял одежду, на новом спектакле оделся в новую одежду. Сыграл хорошо актер свою роль – режиссер даст ему в следующий раз более интересную роль. Так и наша жизнь, где актером является наша душа, одеждой – наше тело, а режиссером – Творец. Глупо выглядит артист, который после окончания спектакля не хочет снимать свою одежду – так же глупо выглядит и человек, который чересчур печется о своем теле.

         Настоятель монастыря в фильме чересчур печется о своей «одежде» - да, он молится, держит посты, читает Библию, но при этом он ориентируется уже больше на человеческое, чем на свою душу. По этой причине при угрозе своей жизни настоятель так испугался – для него тело стало важнее души. Но, к чести настоятеля, свою слабость он быстро понял – он не только не обиделся на отца Анатолия, а наоборот поблагодарил его – поблагодарил за то, что ему показали, что есть главное в нашей жизни, а что вторичное.

 

15. «Почему у адмирала дочь страдала одержимостью? В чем главная причина ее болезни?»

         В чем главное качество адмирала? Он не боится смерти, он очень волевой человек (потому и добился такой высокой должности). Но адмирал является неверующим человеком, для него Бога нет, поэтому постепенно для него высшей ценностью будут являться человеческие аспекты: положение, статус, воля, ум, интеллект и прочее. Наши дети являются увеличительным стеклом наших глубинных чувств, как положительных, так и отрицательных. У адмирала, утратившего веру в Бога, дочь усилила в первую очередь его отрицательные качества: она уже не может принять измену любимого человека, она уже не может быть снисходительнее к более несовершенным. Это есть программа самоуничтожения. Чтобы затормозить все усиливающуюся программу уничтожения дочери, у нее блокируют сознание, как источник этой опасной программы. Поэтому одержимость дочери – это не болезнь, это для нее помощь в спасении души, это блокировка программы самоуничтожения, переданное ей от отца (роль матери в ее становлении вторична). Отец Анатолий снял эту программу самоуничтожения, и это привело к выздоровлению девушки.

 

16. «Можно ли было лечить дочь адмирала?»

        Отец Анатолий быстро определил, что причина болезни дочери заключается не в ней, а в ее отце, который своим жестким и волевым характером не научил свою дочь правильно относиться к жизни (в нашем случае к любимому человеку). По этой причине отец Анатолий пытался вылечить девушку в первую очередь через адмирала – он предложил ему через покаяние и причастие стать мягче душой. Но адмирал является неверующим человеком, поэтому от покаяния и причастия отказался. Как поступить отцу Анатолию в таком случае? Лечить девушку или не лечить?

        В сложившейся ситуации девушку лечить нельзя, но отец Анатолий сделал исключение, и причина тому вполне понятна – отец Анатолий чувствует свою вину перед адмиралом, и он хочет как-то искупить ее. По этой причине отец Анатолий нарушает неписанный закон старцев – нельзя помогать тем, кто не готов измениться, ибо в противном случае их проблемы старец возьмет на себя. Отец Анатолий в нарушение высших законов помогает, и результат не замедлил сказаться – к нему сразу подступила смерть. Связь между помощью человеку, которому нельзя было помогать, и быстрая смерть как наказание за такую помощь, очевидна. Есть ли грех в таком поступке?

        Если бы отец Анатолий помог кому-нибудь постороннему, то безусловно это был грех, но в данном случае греха нет – отец Анатолий своей жизнью искупил совершенный ранее против адмирала преступление своей души.

 

17. «Почему отец Анатолий так легко и спокойно принимает свою смерть?»

         Отец Анатолий знает и чувствует, то наша жизнь – это не самоцель для человека. Мы рождаемся на этот свет вовсе не для того, чтобы жить вечно. Рано или поздно нам всё равно придется уйти из этого мира. Наша жизнь – это всего лишь миг познания и развития нашей души, которая на короткое мгновение «одевается» в человеческое тело и через тело познает Божественные законы. Так что смерти по большому счету нет, ведь душа будет жить дальше. Не зря в старину по поводу кончины никогда не говорили, что человек умер, а вместо этого говорили либо «человек ушел в лучший мир», либо «отдал Богу душу». Почему нельзя говорить, что человек умер? Потому что в этом случае в подсознании складывается ложное впечатление того, что после смерти от человека ничего не остается. Отец Анатолий знает, что жизнь после смерти тела продолжается (интуитивно, конечно), а потому очень спокойно воспринимает «смерть», а точнее распад своего тела, своей 5%-й частички души…

 

18. «Был ли счастлив отец Анатолий в своей жизни?»

         С человеческой точки зрения жизнь отца Анатолия кажется полна страданий и невзгод: все время спит на углях, питается впроголодь, нет семьи и детей. Какое здесь можно быть счастье? Но это только с человеческой точки зрения.

         Главное для любого человека – это познание своей души, это раскрытие Бога в себе, это видение Божественной воли во всем происходящем. Отец Анатолий сумел раскрыть Бога в себе, сумел понять смысл жизни, он сумел преодолеть свой грех, тянущийся из прошлого – грех поклонения к земной жизни, то есть инстинкт самосохранения (тема гордыни, любви к себе – первый из двух главных библейских грехов). Получив дар исцеления, он не поставил свой дар на коммерческий поток (а мог при желании), то есть поклонение благополучной судьбе им преодолен полностью. По этой причине свою приближающуюся смерть он принял абсолютно спокойно – как и следует принимать каждому человеку.

           Нет семьи и нет детей – отец Анатолий не унывал по этому поводу, поэтому он преодолел и инстинкт продолжения жизни (сексуальность, тема ревности, то есть любви к другим людям – второй из двух главных библейских грехов).

          Раскрыв свою душу, отец Анатолий не мог не стать счастливым по главному смыслу жизни. И очень вероятно, что в своей следующей жизни ему позволят иметь не только семью и детей, но и высокое положение в обществе – тот запас прочности в своей душе, которое он накопил в этой жизни, не позволит ему привязываться к миру в следующих жизнях. Этот накопленный в прошлых жизнях запас любви и добродушия позволяет таким людям впоследствии добиваться статуса и благополучия, не вредя душе своей – то есть именно таким образом появляются самые выдающиеся правители и личности в истории…

С уважением Храмов Сергей Юрьевич, г. Чебоксары,

3-4 августа 2015 год.