chramov1@rambler.ru

Офицеры (1971)

 

        «Офицеры» – советский художественный фильм, поставленный на Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени М. Горького в 1971 году режиссёром Владимиром Роговым. Для начала краткое содержание.

 

        …События, показанные в фильме, происходят примерно с начала 1920-х до конца 1960-х годов. Идёт Гражданская война. По окончании училища курсант Алексей Трофимов направлен для прохождения службы в далёкий среднеазиатский гарнизон. Туда он отправляется с супругой Любой. На новом месте службы взводный Трофимов знакомится с таким же молодым командиром, Иваном Вараввой. Вместе они участвуют в разгроме банды басмачей курбаши Моггабит-хана. У Алексея рождается сын, названный в честь его погибшего командира Егором.

        После Средней Азии пути друзей расходятся. Варавва отправляется учиться в военную академию. Воинская судьба бросает друзей по горячим точкам. Следующее место службы — Китай, где Алексей пересекается с Вараввой, находящимся как военный советник в рядах китайской армии, воюющей с японцами. Егор Трофимов растёт и мечтает стать офицером. Алексея Трофимова направляют для прохождения службы в Испанию. Здесь он получает ранение в спину.

       Начинается Великая Отечественная война. Алексей и Егор отправляются на фронт. Люба становится начальником передвижного госпиталя. На одной из остановок поезда её находит Маша Белкина — возлюбленная Егора. Она оставляет Любе её внука, так как сама отправляется на передовую и не может ухаживать за ребёнком. На одной из остановок санитарный поезд выдерживает атаку неожиданно прорвавшихся немецких танков. После боя, подписывая похоронки, Люба видит, что одна из них на сгоревшего танкиста без документов. На фотографии, обнаруженной у погибшего, она узнаёт своего сына.

        В послевоенное время Алексей Трофимов в звании генерал-майора командует танковой дивизией. Его внук Иван определён в суворовское училище. Алексея вызывают в штаб военного округа к новому командующему. Здесь он неожиданно встречает Варавву — уже в звании генерал-полковника, назначенного командующим округом. Варавва предлагает Алексею заканчивать активную службу и переходить на преподавательскую работу в Москве. Он обещает подумать, но, посоветовавшись с сидящей на скамеечке Любой, решает, что пока повременит с переездом в столицу.

        В конце фильма третье поколение семьи Трофимовых — внук Иван, уже взрослый кадровый офицер ВДВ, получает поощрение от командования и досрочное повышение в звании. Также показана смерть его родителей.

 

        На этот фильм уже написано множество рецензий, главная суть которых выражается одной фразой из фильма: «Есть такая профессия – Родину защищать». Но в действительности фильм никогда бы не получил такой широкой популярности, если бы в нем присутствовала только одна идея патриотизма. Есть более глубинная причина, которая важнее патриотизма, и именно она сделала фильм популярным.

      Что это за причина? Почему она не обсуждается критиками при анализе этого фильма? Эти вопросы более чем интересны, чем может показаться на первый взгляд. Чтобы ответить на эти вопросы, сначала надо выяснить, а кто является главным героем фильма?

      Главный герой фильма – не женщина Любовь Трофимова, не ее муж Алексей Трофимов, а русский офицер Иван Варавва. Почему именно он, станет понятно далее. А тема, которую редко обсуждает после просмотра этого фильма, на первый взгляд совсем малозначительна (тривиальна) – это любовь двух мужчин-друзей в одну и ту же женщину. Причем, что характерно, если Алексей Трофимов полюбил незамужнюю женщину и затем женился на ней, то Иван Варавва, которого исполнял Василий Лановой, полюбил замужнюю. Что такое полюбить замужнюю женщину, если называть вещи своими словами?

     Во всех религиях сказано, что нельзя «смотреть» на замужнюю женщину, но главный герой фильма влюбляется, но не только влюбляется – от не скрывает своей любви от самой женщины, в течение жизни не один раз признается в своей любви к этой женщине. Такое, согласимся, случается с некоторыми, но в чем феномен главного героя?

    Иван любит замужнюю женщину, но при этом не ставит себе цель любой ценой завладеть ею, например, каким-либо образом развалив ее семью. Феномен любви главного героя к женщине в том, что с Божественной точки зрения эта любовь чиста в своем проявлении, и доказательства этому постоянно приводятся по ходу фильма.

      1. Главный герой любит женщину, но при этом «умудряется» еще дружить с мужем этой женщины. В момент возможной гибели женщины, когда ее похитили басмачи, главный герой, рискуя жизнью, не раздумывая, бросается спасать ее, причем идет спасать вместе с мужем женщины.

      2. Главный герой, зная, что его любимая женщина замужем, не позволяет себе ничего по отношению к любимой, кроме словесных признаний в любви. Он даже ни разу не делает попытки с ней поцеловаться. В наше современное время его поведение выглядит даже какой-то глупостью, настолько мы привыкли, что если кого-то любишь, то надо хотя бы обязательно поцеловаться (тайком от мужа), не говоря уже о каких-то более близких отношений.

     3. Главный герой искренне радуется по случаю рождению ребенка у этой женщины (от законного мужа) и потому первым дарит ей цветы, весьма рискуя при этом.

     4. До конца своих дней главный герой так и не смог жениться, не видя себя, судя по всему, ни с какой другой женщиной. При этом его отношения с мужем женщины по-прежнему остаются дружескими и искренними. Вне всяких сомнений, как сама женщина, так и ее муж, оба могут положиться на него в трудную минуту.

     Успех фильма заключен в том, что на примере главного героя показаны преодоление двух главных библейских инстинктов: инстинкта сохранения жизни (тема гордыни) и инстинкта продолжения (тема ревности). Пример того, как главный герой преодолевает инстинкт сохранения жизни, показан, когда он готов отдать свою жизнь за спасение Отечества. Пример того, как главный герой преодолевает инстинкт продолжения жизни, показан, когда он не предает мужа любимой женщины; когда не стремиться развалить семью; когда не соблазняет женщину, пока мужа нет рядом; когда радуется рождению у женщины ребенка и первым дарит ей цветы; когда дарит ей цветы; когда находит в тяжелое военное время момент, чтобы встретиться с любимой и подарить ей цветы, понимая, что она никогда не будет его женой; когда показывает готовность отдать свою жизнь, если потребуется, ради нее и ее мужа.

     Определить главного героя фильма легко – этот тот, к кому мы испытываем самые теплые чувства после просмотра фильма, и этот главный герой – Иван Варавва.

 

С уважением Храмов Сергей Юрьевич, г. Чебоксары,

22 января 2016 г., e-mail: chramov1@rambler.ru;

 http://rezenzija.umi.ru, http://davaite-poigraem.umi.ru, http://vtoraj-mirovaj.umi.ru