chramov1@rambler.ru

Мелкий, мелкий буржуа (1977)

 

         

            Другое название фильма – «Мелкий горожанин». Это итальянский фильм 1977 года, сочетающий в себе черты комедии по-итальянски и остросоциальной драмы. Демонстрировался в рамках официальной программы Каннского кинофестиваля 1977 года. Одна из лучших картин режиссёра Марио Моничелли, одна из лучших ролей Альберто Сорди. Фильм получил три национальных кинопремии «Давид ди Донателло»: за лучший фильм, лучшую режиссуру и лучшее исполнение главной роли.

             Краткое содержание фильма.

 

       …Главный герой фильма, служащий министерства Джованни Вивальди (Альберто Сорди), в преддверии пенсии стремится пристроить своего сына Марио (Винченцо Крочитти) на престижную работу в собственное учреждение и готов ради этого на любые унижения. Чтобы завязать выгодные знакомства, Вивальди определяет сына в масонскую ложу (против воли матери), но в день «экзамена на чин» Марио гибнет от шальной пули, выпущенной ограбившим банк молодым преступником. Супруга Джованни, домохозяйка Амалия (Шелли Уинтерс) узнает о случившемся по телевидению; её разбивает паралич, она теряет дар речи и ведет растительное существование. Отец, который успел разглядеть лицо убийцы, преисполнен желания отомстить за сына и делает всё, чтобы на парня не вышла полиция. Вивальди-старший похищает его, везет в свой загородный дом, долго пытает и убивает. После кончины жены Джованни, кажется, готов стать тихим пенсионером, но неожиданная уличная стычка, судя по всему, вновь превратит обывателя в «ворошиловского стрелка».

 

        Удивительный фильм с точки зрения того, в кого превращается фальшиво верующий человек. Вся изюминка фильма заключена в главном герое. В чем особенность характера главного героя?

           Это законопослушный человек, не вор и не убийца. Формально это верующий человек (это показано в моменте, когда он исповедовался в туалете перед Богом), формально и жена у него тоже верующий человек. Но в действительности, ни он, ни его жена, ни их единственный сын не являются верующими. Так кто  же они тогда? Люди, поклоняющиеся благополучной судьбе, которые в ней видят лишь смысл своей жизни. Как это показано в фильме? Сразу несколькими моментами.

 

           1. У главного героя и его жены них всего один ребенок. Это не случайно, и это есть самый первый признак атеизма. Людям, поклоняющимся благополучной судьбе, дети являются, как правило, помехой, так как отнимают много времени, наводят беспорядок в доме, не дают спокойно отдыхать и т.д.

           2. Ради устройства своего сына на работу главный герой готов продать свою душу – вступить в ложу масонов. Причем, жена отговаривает его от такого шага, так как прямо говорит, что это против Бога, но герой упорствует. Далее, мужчина понимает, что поступает с религиозной точки зрения неправильно, поэтому пытается оправдаться перед Богом, вымолить себе спасение, мол, он поступает вынужденно из-за самых лучших соображений. Таким образом, для главного героя Бог не нужен – ему нужна лишь благополучная судьба, а вера для него – это всего лишь инструмент исполнения своих желаний.

           3. Человек, поклоняющийся благополучной судьбе, демонстративно любезен и обходителен к тем, кто может помочь улучшить эту судьбу (в данном случае к своему начальнику на работе), и надменен и высокомерен к посторонним людям (это хорошо показано на примере, когда он парковал машину). К тем же, кто разрушает его благополучную судьбу, главный герой крайне агрессивен (в данном случае к убийце своего сына).

        4. После убийства сына главный герой, узнав убийцу, решил отомстить. В итоге, по неудачному стечению обстоятельств, убийца сына погибает на его даче. Правильно ли поступил главный герой?

         С человеческой точки зрения правильно – убийца должен получить заслуженное наказание за свое преступление, и если государство с этим не справляется, то иногда это позволительно сделать самому.

         Правильно ли поступил главный герой с точки зрения нравственности? Тоже правильно – если человек совершил убийство сознательно, то такого человека надо наказать, а иначе каждым прожитым днем он будет губить душу.

         Так что же получается, что главный герой прав? Нет, с Божественной точки зрения он не прав – нельзя заниматься самосудом. Почему? Потому что убийца в смерти его сына не причем – ситуация сложилась так, что сын главного героя оказался в момент ограбления, и одна из шальных пуль, которая вовсе не предназначалась сыну, попала в него. Раз так и произошло, то здесь явно было проявление высшей воли. Но главный герой, который на словах верит в Бога, ходит скорее всего в храмы (в фильме это не показано, но это можно заключить по его поведению и поведению жены), в действительности является язычником – он не видит высшей воли, он ориентируется в событиях критериями «хорошо/плохо» исключительно с точки зрения своей благополучной судьбы. Как это показано?

            Сын у главного героя умственно отсталый, хотя и не дебил в полном смысле этого слова. Главный герой не видит проблемы своего сына, для него сын – это продолжение его самого, а потому сын для главного героя является смыслом и высшей ценностью.

          Смерть сына – это потеря смысла жизни, а потому тот, кто убил его сына, то есть разрушил его благополучную судьбу, подлежит смерти. Всё остальное для главного героя ровным счетом не имеет значения.

           5. К чему придет рано или поздно неверующий человек? К тому, к чему пришел в итоге главный герой.

 – У него всего один сын, умственно отсталый, и по большому счету не жилец. Главный герой пытается обмануть судьбу, продав свою душу, но высшую волю, оказывается, не обмануть…

– Главный герой потерял не только своего сына, но и жену. Жена, кстати, тоже фальшиво верующая – в фильме показано, как она ходит в храм, ставит свечки и молится, но вовсе не для единения с Творцом, не для прощения или покаяния, а для исполнения своих желаний. Ее конец печален так же, как и печален конец ее единственного сына…

 

          В фильме очень хорошо раскрыто, что конец главного героя будет таким же, как у его сына и жены. Откуда такой пессимистический вывод?

            Потому что главный герой после потери сына и жены не сделал для себя никаких выводов, наоборот его душа ожесточилась, стала очень агрессивной уже не только внутри души, но и снаружи. Как это показано?  В самом конце фильма молодой человек всего лишь слегка нагрубил главному герою, а главный герой уже не может даже простить этой небольшой грубости, ему легче убить своего обидчика, чем уступить. Это признак зашкаливающей далеко за красную черту гордыни. Человек с такой гордыней обречен, это закономерный итог любого язычника, доброго и милого на первый взгляд (главного героя все любят на работе и торжественно отправляют на пенсию), но жестко поклоняющегося своей благополучной судьбе. Судьба к такому человеку отнесется точно так же, как в начале фильма отнесся главный герой к пойманной рыбе…

 

 С уважением Храмов Сергей Юрьевич, г. Чебоксары,

10 марта 2017 г.

e-mail: chramov1@rambler.ru;