chramov1@rambler.ru

«Леон»

 

      Фильм французского режиссёра Люка Бессона, вышедший на экраны в 1994 году. Снят по собственному сценарию Бессона. Главные роли в фильме исполняют Жан Рено, Гэри Олдмен, Натали Портман и Дэнни Айелло. Фильм о любви маленькой девочки к убийце-профессионалу. Краткое содержание фильма.

 

      …Леон (Жан Рено) – хладнокровный и методичный наёмный убийца-итальянец – живёт уединённой жизнью в Маленькой Италии, районе Нью-Йорка. Большая часть работы достается ему от мафиози по имени Тони, который ведёт свои дела, сидя в принадлежащем ему ресторане-бакалейной лавке. В своё свободное время Леон занимается гимнастикой, ухаживает за своим любимым комнатным растением, которое в его сознании описывается как «лучший друг», и иногда ходит в кино, предпочитая мюзиклы.

       Однажды он встречает живущую по соседству Матильду Ландо (Натали Портман), девочку-подростка. Она живёт в неблагополучной семье в соседней квартире на том же этаже. Отец Матильды навлекает на себя ярость группы коррумпированных полицейских, сотрудников департамента по борьбе с наркотиками: те заплатили ему за хранение кокаина, однако впоследствии обнаружили, что десятую часть наркотиков он украл для себя. Поскольку за сутки Майкл ничего не предпринял в надежде, что беду «пронесёт» мимо, агенты начали штурм квартиры. Во главе вооружённых людей стоит принимающий на ходу сильные дозы наркотика саркастичный начальник группы Норман Стэнсфилд по прозвищу «Стэн». Пока Матильда ходила за покупками в магазин, вся её семья, включая сестру и четырёхлетнего братишку, была зверски убита Стэнсфилдом и его людьми. На пути домой Матильда понимает, что произошло, и, чтобы не быть убитой в качестве члена семьи, девочка идет не к своей двери, а направляется к квартире Леона и звонит в дверь. Леон наблюдал всю сцену через глазок, ему не нравится этот звонок юной соседки, он понимает, как велик риск и какие могут быть последствия. Он долго раздумывает над тем, впустить девочку или нет. Наконец, с большой неохотой он впускает в квартиру Матильду. Вскоре за ней к его двери направляется один из агентов, но передумывает и уходит. Так Матильда оказалась «в гостях» у Леона.

        Матильда вскоре обнаруживает, что Леон – наёмный убийца, но просит не выставлять её на улицу, а, напротив, – позаботиться о ней, научить её ремеслу «чистильщика»: теперь она жаждет отомстить за убийство своего четырёхлетнего брата – единственного члена семьи, которого она любила. В свою очередь, в «оплату» за учёбу она предлагает Леону помощь в ведении домашнего хозяйства и, учитывая неумение Леона читать и писать по-английски, выступает в качестве преподавателя родного языка, который бы сумел исправить неграмотность киллера. Хотя и без особого энтузиазма, но Леон принимает её предложение, и они начинают сотрудничать, медленно выстраивая свои отношения, в которых Леон принимает на себя роль друга и отца. По мере того, как они обучают друг друга и ходят «на дело», Матильда признаётся Леону несколько раз в том, что влюбляется в него, но он не отвечает ей на это взаимностью, предпочитая хранить своё обычное молчание. Однако через некоторое время и он начинает испытывать к девочке тёплые чувства и в качестве подарка убивает «правую руку» Стэнсфилда, когда тот покупает партию наркотиков у китайских наркоторговцев.

       В это время Матильда, обретя уверенность в своих силах, решает выследить Стэнсфилда и следует за ним к его офису в попытке убить его, но Стэнсфилд оказывается предусмотрительным и обезоруживает её. В это же время Леон возвращается домой после убийства «правой руки» Стэнсфилда и, не найдя нигде Матильду, видит оставленную ею записку, прочитав которую, он узнаёт о её планах и сломя голову бросается к зданию полиции с находящейся там в плену Матильдой. Оглушив двух охранников в вестибюле и убив двух людей Стэнсфилда (один из которых убил брата Матильды), Леон прорывается в офис и забирает с собой Матильду.

      Стэнсфилд приходит в ярость, что этому «итальянскому наёмному убийце» сошло с рук уничтожение троих его людей и похищение Матильды прямо на «его территории». Он направляется к мафиозо Тони (который, как выясняется, в прошлом выполнял «заказы» и для Стэнсфилда) в его бакалейную лавку и, угрожая ему расправой с его детьми, узнаёт текущее место жительства Леона. Вскоре, возвращаясь домой из продуктового магазина, Матильда сталкивается со спецназом, посланным Стэнсфилдом. Те берут её в качестве заложницы и пытаются проникнуть в квартиру Леона. Поскольку стук агентов в дверь оказывается отличным от того, о котором Леон с Матильдой условились, Леон понимает в чём дело, даёт отпор взводу, заманивает полицейских в засаду и берёт одного из них в качестве заложника, быстро вынуждая их освободить Матильду. Когда вооружённые люди снова проникают в квартиру, Леон пробивает стену, открывая вход в небольшую вентиляционную шахту на кухне и спускает по ней своё растение и Матильду. Леон признаётся девочке в том, что тоже любит её, и она успевает уйти прежде, чем в квартиру попадает граната, выпущенная отчаявшимися полицейскими.

       Воспользовавшись замешательством, Леон переодевается в униформу одного из убитых спецназовцев и, пока все его ищут, направляется в дыхательной маске к выходу, притворяясь раненым им же полицейским. На пути из здания, уже у самого выхода, Стэнсфилд видит его и понимает, что это Леон, и следует за ним; когда Леону остаётся всего несколько шагов до выхода на спасительную улицу, Стэнсфилд стреляет в него. Когда же торжествующий победу Стэнсфилд наклоняется над умирающим Леоном, тот, лежа в луже собственной крови, успевает передать в руку Стэнсфилда «подарок от Матильды» и умирает. Стэнсфилд разжимает кулак и узнаёт в нём чеку от гранаты. С ужасом разворачивая жилет Леона, Стэнсфилд видит, что на его груди висит целая связка гранат. Мощнейший взрыв тут же уничтожает их обоих.

     Матильда направляется к Тони, поскольку Леон велел ей заранее так сделать, если с ним что-то случится. Тони говорит Матильде, что не станет выдавать ей из завещанного ей Леоном своего состояния больше, чем те несколько долларов, которые требуются для поддержания минимального благосостояния, пока она не достигнет совершеннолетия. Его рассуждение основывается на том, что Матильда ещё не в том возрасте, чтобы уметь распоряжаться значительной суммой денег и что ей лучше возвращаться в школу, пока она не повзрослеет. Когда Матильда просит, чтобы Тони дал ей «работу», и настаивает на том, что достаточно научилась «чистить» от Леона, Тони категорически отказывает ей в этом, говоря, что он «не имеет никакой работы для двенадцатилетнего ребёнка». Получив отказ, девочка направляется к школе. Директриса восстанавливает Матильду в числе обучающихся.

      В заключение фильма, Матильда идёт к пустырю с комнатным растением Леона в руках, роет яму и сажает его. Так она символически исполняет высказанное Леоном желание «пустить корни».

 

        В фильме подняты очень важные и интересные вопросы.

1. Почему родители Матильды не любят свою дочь? Кого любит Матильда в своей семье и почему?

2. Чем Леон отличается от обычных убийц-киллеров?

3. Почему маленькая девочка влюбилась в киллера?

4. Почему режиссер фильма создал две версии: «режиссерскую» и «расширенную»?

5. Какую версию фильма лучше смотреть?

 

         Попытаемся ответить на поставленные вопросы.

        1. Первое, что можно сразу определить – родители Матильды не любят своих детей. Да, они заботятся о них в том смысле, что покупают им одежду и еду, но никакого душевного тепла и внимания им не оказывают. Дети оставлены наедине с собой со своими сложными проблемами взросления и полового созревания.

        Как это показано в фильме? Между Матильдой и ее старшей сестрой нет теплых чувств – у них нет соперничества в хорошем смысле слова, а вместо этого постоянная демонстрация своей значимости и подавления друг друга. Разумеется, обе сестры не любят друг друга.

        Матильда не любит и своих родителей, как и они ее. Как это показано в фильме? Когда позвонили в квартиру из школы и попросили к телефону мать Матильды по поводу того, что Матильда стала много прогуливать и плохо учиться, то Матильда, взяв телефон, после выслушивания замечаний голосом матери сухо ответила: «Она умерла». Такие слова  может произнести только такой ребенок, которому не хватает внимания и ласки. Матильда чувствует себя ненужным родителям…

         Единственный человек, кого Матильда любит, это ее младший брат (в фильме не показано почему, но сказалось, наверное, то, что старшие обычно заботятся о младших). Так что не удивительно, что когда оказались убиты родители Матильды и ее сестра, она даже не переживает по поводу их гибели, а вот смерть брата принимает очень близко к сердцу и позднее пытается даже отомстить убийцам.

         Почему родители Матильды так равнодушны к воспитанию своих детей? Потому что они живут в русле так называемого «современных» западных ценностей. На Западе давно уже главным является не спасение души, а удовлетворение своих телесных потребностей: вкусно поесть, красиво одеться и т.д. По этой причине родители Матильды даже в присутствии детей занимаются сексом (в другой комнате, но тем не менее) – ведь главное для них является получение удовольствия, а то, что дети при этом могут случайно увидеть их, мало беспокоит.

 

          2. Под словом киллер обычно понимают человека, который за соответствующую сумму готов легко и не раздумывая убить любого человека. Леон кардинально отличается от обычного убийцы-киллера. Каким образом?

      Во-первых, для Леона деньги не имеют решающего значения – большую часть гонорара за совершенное убийство получает его «куратор» Тони, а самому Леону достаются символические крохи. Даже большая часть своей доли Леон хранит не в банке, а по совету Тони у самого Тони. То есть сам по себе Леон и не так богат, каким должен быть профессиональный убийца его уровня.

         Но тогда почему Леон занимается таким ремеслом? В фильме не показано прошлое Леона, но можно заключить, что сама судьба во многом распорядилась так, чтобы Леон стал киллером. Леон не умеет писать и читать, и в этом не его вина – может рано погибли родители, может произошла какая-то трагедия, и при этом не по своей воле он попал в дурную компанию или что-то еще в этом роде. Без умения читать и писать устроиться на работу в наше время практически невозможно. В таких случаях должны помочь друзья, но друзья у Леона, судя по всему, как раз оказались людьми криминального характера. По этой причине Леон и стал киллером, то есть сама судьба подтолкнула его заняться такой профессией, а не он сам проявил личную желание овладеть такой профессией.

         Как в фильме показано, что Леон стал киллером не по собственному желанию? Человек, который сам принимает решение стать киллером, не ограничивает себя в «работе» ничем, кроме достойного гонорара. Леон же, став киллером, пытается как-то ограничить себя. Каким образом?

        У Леона есть свой кодекс чести – весьма редкое качество у людей подобной профессии. Кодекс  чести имеет всего два пункта:

– не убивать женщин;

– не убивать детей.

 

        Таким образом, Леон не является обычным киллером в привычном понимании этого слова. Деньги Леона мало интересует – он своей «работой» всего лишь обеспечивает себя едой и одеждой. И подряд кого попало Леон тоже не будет убивать – скорее он умрет сам, чем выстрелит в ребенка или в женщину.

 

        3. Как уже было сказано выше, Леон не является обычным киллером, выбравший такую жизнь ради наживы. Леон – это человек, ставший убийцей из-за сложившихся трагических жизненных обстоятельств, которые оказались сильнее его. У Леона, в отличие от обычных киллеров, есть свой кодекс чести, который для него важнее собственной жизни. Другими словами, Леон это такой киллер, у которого осталась жива душа.

      Именно благородную душу Леона, которая, как и у обычных людей, живет состраданиями и переживаниями, и почувствовала маленькая девочка Матильда. Лишь любящий человек может при необходимости спасти другого даже путем жертвы собою. Матильда почувствовала, что в Леоне есть сердце и готовность к заботе о любимом человеке – того, чего ей так недодали родители. По этой причине эта маленькая девочка и влюбилась в Леона.

        Обратим внимание, что в наше время, когда говорят о том, что один человек любит другого, то обычно сразу подразумевается, что в какой-то момент обязательно будет физическая близость. Сейчас секс стал настолько обыденным и привычным, что считается, что без секса не может быть и настоящей любви. Даже слово секс подменили красивой фразой «мы занимались любовью». Это типичное заблуждение людей, которые не понимают, что такое настоящая любовь, которые в любимых стараются видеть не близкого им по душе человека, а некого партнера для спаривания.

         Касательно Леона в фильме можно заключить, что он тоже полюбил Матильду, но эта любовь у него проявляется в первую очередь на уровне души, а не на уровне удовлетворения своего полового инстинкта. Леон четко держит дистанцию с Матильдой, не допуская никакого намека на возможный секс межу ними. Именно по этой причине любовь у Леона к Матильде чиста в своем высшем проявлении. Не удивительно, что Матильда влюбилась в такого человека.

 

         4. Существуют два варианта фильма: обычная версия и расширенная, в которой присутствует 25 минут дополнительных сцен. Удлиненную версию в продаже часто называют «режиссёрской», но вот сам Люк Бессон режиссёрской называет обычную версию, а удлиненную – «расширенной версией».

        Удивительно, но дополнительные 25 минут фильма кардинально меняют смысл фильма. Чтобы выяснить, в чем смысл «расширенной» версии, приведем для начала перечень сцен, которые Люк Бессон убрал для своей главной «режиссерской» версии. Дополнительные сцены фильма, показанные в «расширенной» версии, следующие:

– Матильда говорит Леону, что ей 18 лет;

– обучение Матильды мастерству наёмного убийцы (заклеивание глазка двери жвачкой);

– Матильда угрожает застрелить себя, играя в «русскую рулетку», если Леон не согласится оставить её у себя, и если не согласится на её контракт по убийству коррумпированного полицейского – убийцы семьи Матильды;

– вторжение в квартиру наркодилера;

– поход в ресторан для «обмывания» первого «дела», где Матильда напивается шампанским и лезет к Леону целоваться;

– совместный поход к Тони, когда Леон говорит, что они будут работать с Матильдой вместе;

– разговор, в котором Матильда предлагает Леону заняться сексом, а он отказывается;

– рассказ Леона о причинах, заставивших его в 19 лет покинуть Италию и перебраться в Нью-Йорк;

– Матильда и Леон спят в одной постели рядом друг с другом.

 

         Уже беглый анализ этих сцен показывает, что в «расширенной» версии фильма отношения между Леоном и Матильдой постепенно переходят с любви на уровне души к усилению человеческой привязанности друг к другу, то есть к постепенному усилению человеческий страсти. По этой причине «расширенная» и «режиссерская» версии являются фактически разными фильмами. Другим словами, если «режиссерская» версия подталкивает зрителей к любви и к сдерживанию своего сексуального инстинкта, то «расширенная» приводит к мысли о неизбежном скором сексе между Матильдой и Леоном, который в фильме всего лишь не успел состояться, но который рано или поздно, судя по сценарию, состоялся бы. Вполне вероятно, что в жизни скорее возможен именно этот «расширенный» сценарий, но хороший фильм тем и отличается от посредственного, что должен зрителей подталкивать к высшим чувствам, а не сводить все к банальному сексу. Ведь примеров реальных историй, когда мужчины перед любимыми женщинами сдерживали свои сексуальные чувства, у человечества предостаточно.

        Судя по всему, в самом Люке Бессоне во время съемок боролись два смешанных чувства, а потому он и создал две версии фильма. В одной версии четко показан приоритет души над телом, а во второй версии показано постепенное усиление приоритета тела. Свою проблему в выборе главного жизненного приоритета Люк Бессон так и не смог решить, оставив решить ее своим зрителям.

 

         5. Какую версию лучше смотреть, решать, разумеется, в первую очередь самим зрителям, но можно выдвинуть одно предположение – так как современное общество все больше забывает о Боге и поклоняется человеческому счастью и удовольствиям, то большинство людей, а точнее даже подавляющее большинство, выберет для просмотра «расширенную» версию. При этом аргументировать будут тем, что это же «расширенная» версия, а не какая-то там урезанная. Если же кто-то выберет «режиссерскую» версию, то можно косвенно заключить, что для этого человека душа важнее тела. Замечательная проверка того, чтобы определить глубинные ценности человека, к слову сказать. Автор надеется, что хотя бы часть зрителей отдадут свое предпочтение именно «режиссерской» версии.

 

С уважением Храмов Сергей Юрьевич, г. Чебоксары,

18 августа 2015 г.