chramov1@rambler.ru

«Криминальное чтиво»

 

 

      Это самый известный и лучший фильм американского режиссера Квентина Тарантино. Этот фильм получил высшую награду «Оскара» в 1994 году. По словам самого Тарантино, сюжет этого фильма у него «крутился» в голое порядка лет десяти, и лишь после того, как сюжет ему стал ясен, он решился на съемки. Фильм потрясающий не по только своему острому сюжету и важным психологическим вопросам, поднимаемым в фильме, но и способу преподнесения – фильм состоит как бы из нескольких частей, но эти части показаны не последовательно во времени, а в разнобой, то есть сюжет нелинеен – за счет этого во время просмотра одного сюжета зрителям уже известен его конечный итог. В фильме настолько много интересных сюжетов, что трудно удержаться не дать им психологическую оценку. Для начала краткий сюжет фильма.

 

Ограбление ресторана – часть 1

         Пара мелких грабителей, Ринго и Иоланда или, как они друг друга называют, – «Тыковка» и «Сладкая зайка», за чашкой кофе обсуждают возможность ограбить посетителей и кассу ресторана, в которой они находятся. Решившись, они выхватывают пистолеты… (В фильме на этом месте начинаются вступительные титры).

 

Винсент и Джулс убивают Бреда – часть 1

        Профессиональные убийцы Винсент (Джон Траволта) и Джулс (Сэмюэль Л. Джексон), являются бандитами на службе у гангстера Марселласа Уоллеса (Винг Рэймс) и должны забрать принадлежащий их боссу чемодан у Брэда и его компаньонов, предположительно вследствие нарушения последними договорённости. По дороге в автомобиле они, одетые в супердорогие черные костюмы, обсуждают данное Уоллесом Винсенту поручение «вы́гулять» вечером того же дня его жену Мию Уоллес (Ума Турман). Винсент рассказывает о своей недавней поездке в Европу. Идет диалог о  сэндвиче из McDonald's, который в Европе из-за метрической системы называют «Royal with Cheese» («Королевский с сыром»), над чем герои начинают смеяться. Добравшись до квартиры, после непродолжительного диалога и цитирования Джулсом отрывка из проповедей пророка Иезекииля (Иез. 25:17), Джулс и Винсент убивают Брэда и одного из его компаньонов…

 

«Винсент Вега и жена Марселласа Уоллеса»

        После убийства Джулс и Винсент возвращаются к Уоллесу, но возвращаются не в дорогих костюмах, как можно был подумать по ходу фильма, а в обычных шортах и футболках, что выглядит для их знакомых необычно и даже комично.

         Перед тем, как принять Винсента, Уоллес обсуждает с боксёром Бутчем (Брюс Уиллис) детали предстоящего договорного боя, который Бутч должен будет проиграть, и передаёт ему деньги. Между Винсентом и Бутчем происходит стычка. Бутч видит, что Винсент – приближенный Марселоса Уоллеса, и делает для себя определенные выводы.

          Винсент покупает у своего старого наркодилера Лэнса пакет героина, делает себе внутривенную инъекцию и направляется за Мией Уоллес (Ума Турман), чтобы поухаживать за ней во время отсутствия босса. Они едут в ресторан «Джек Рэббит Слимс», в туалете которого Мия нюхает кокаин, после чего они с Винсентом исполняют потрясающий твист и заслуженно выигрывают главный приз. Винсент отвозит Мию домой, где она, ошибочно приняв его пакет героина за легкий кокаин, получает передозировку. Мия падает на пол без сознания с кровью на носу.

       Увидев лежащую Мию, в ужасе от возможных последствий, Винсент отвозит Мию к Лэнсу, где, следуя инструкциям из пособия для медсестёр, пытается возвратить бездыханную девушку к жизни с помощью прямой инъекции адреналина в сердце. Мия тут же приходит в себя, после чего Винсент отвозит её домой. Оба понимают, что если Марселлас узнает об этом происшествии, им обоим не здобровать. Договорившись, что оба ничего не скажут Марселласу, они расстаются.

 

«Золотые часы»

       История профессионального боксёра Бутча Куллиджа начинается с его сна-воспоминания о детстве, в котором армейский товарищ его отца – капитан Кунц передаёт ему фамильную реликвию его семьи – золотые часы. В ходе продолжительного монолога выясняется, что, находясь во вьетнамском плену, отец Бутча пять лет прятал часы «у себя в заднице» (в прямом смысле слова), чтобы их не отобрали. А после его смерти Кунц их прятал в своей ещё два года.

      Очнувшись, Бутч обнаруживает себя поставленным перед необходимостью участвовать в договорном матче, за проигрыш в котором ему заплатил Марселас Уоллес. Однако, Бутч нарушает договорённость, поставив через доверенного букмекера полученные от Уоллеса деньги на себя, нокаутирует соперника (впоследствии выясняется, что насмерть; сам бой не был показан) и сбегает на такси, где рассказывает девушке-водителю за сигарету о своих ощущениях от смерти человека от его рук. Бутч не считает себя убийцей, поскольку он просто дрался на ринге и не собирался никого убивать.

        В отеле его ждёт подруга Фабиан, которая должна была собрать вещи из их съёмной квартиры. Утром следующего дня выясняется, что она в спешке забыла фамильные золотые часы Бутча, и Бутч решается вернуться за ними к себе домой. Он осторожно проникает в квартиру, никого там не обнаружив, забирает часы и, уже успокоившись, принимается готовить себе тосты для завтрака. Неожиданно он понимает, что успокоился слишком рано – на столе в кухне лежит пистолет-пулемёт с глушителем, и, стало быть, ожидающие его убийцы где-то совсем рядом. Единственное место, куда он не успел ещё заглянуть – это туалет. Бутч берёт в руки оружие и направляет его в сторону санузла, откуда слышен звук спускаемой воды. Дверь туалета открывается, и оттуда показывается Винсент Вега. Увидев Бутча, направляющего на него грозное оружие, Вега тоже застывает, поражённый сложившейся ситуацией. Неподвижная немая сцена длится несколько секунд, когда внезапный щелчок сработавшего тостера приводит к мгновенной развязке: находящийся на взводе Бутч рефлекторно выпускает в Винса длинную очередь – Винсент, весь окровавленный падает на унитаз. И опять это нельзя назвать умышленным убийством: Бутч явно не собирался его убивать. Ошарашенный таким состоянием дел, Бутч идёт к выходу, не забыв, однако, при этом аккуратно стереть свои отпечатки пальцев с оружия.

        Бутч покидает квартиру и отправляется на машине в отель. Остановившись на красный свет, будучи в прекрасном настроении, он неожиданно видит Марселаса, который, переходя дорогу, замечает Бутча в машине. В панике Бутч резко давит на газ, сбивает Уоллеса автомобилем и, выскочив на перекрёсток на красный свет, попадает в аварию. Придя в себя, разъярённый Марселас выхватывает пистолет и начинает палить в Бутча, ранив случайную прохожую. Бутч, оглушённый аварией, с трудом бежит от Марселаса.

       На безлюдной улочке Бутч заскакивает в ломбард, подкарауливает Уоллеса, сбивает с ног и отбирает пистолет. В это время хозяин ломбарда Мэйнард достает ружье и утихомиривает ударом приклада разбушевавшегося Бутча, уже готового пристрелить Марселаса прямо на месте. Пока и Марселас и Бутч находятся в бессознательном состоянии, Мэйнард связывает их и вызывает своего знакомого, полицейского Зеда. Следующая сцена: связанные Марселас и Бутч сидят в креслах, их рты заткнуты кляпами, а Зед не спешит производить задержание. Марселас и Бутч недоуменно переглядываются и не понимают, что происходит.

        Оказывается, к их ужасу, они оказались у садистов-извращенцев. Мэйнард и Зед, не зная, кто перед ними сидят, выбирают себе первую жертву, которой в результате простой считалки оказывается Марселас. Пока они за закрытой дверью насилуют Марселаса, Бутчу удаётся вырваться, оглушив охранника-мазохиста. Добравшись до выхода, он вдруг останавливается – до него доносятся душераздирающие крики Марселаса. Поколебавшись, Бутч всё же решается помочь. Он выбирает себе оружие – сначала берет в руки молоток (не подходит), потом бейсбольную биту (тоже не то) и, наконец, бензопилу (неудобно). В этот момент он видит закреплённую на стене длинный японский меч самураев (катану), берёт его и, спустившись в подвал, сразу же убивает им Мэйнарда, наблюдавшего за изнасилованием. Далее Бутч, ошарашенный всем происходящим, держит перед носом Зеда меч и предлагает Зеду взять со стола пистолет. Одно лишнее движение, и Зеда постигнет такая участь, как и Мэйнарда. В это время за спиной Бутча Уоллес освобождается от пут, встаёт и, взяв в руки ружье Мэйнарда, стреляет Зеду прямо в пах (но не убивает – Зед корчится от боли, кричит, не имея сил встать и что-то сделать). До предела униженный и оскорбленный, Марселас – главарь всех бандитов этого района – обещает Зеду страшную и мучительную смерть. Слегка испуганный, Бутч спрашивает у Марселаса «насчёт их общего дела». Марселас без лишних слов сообщает Бутчу, что больше нет у них никакого «общего дела», что Бутч свободен, но при соблюдении Бутчем двух условий: он должен молчать о происшедшем и сегодня же навсегда покинуть Лос-Анджелес.

        Выйдя на улицу, Бутч видит стоящий перед ломбардом черный мотоцикл (байк). Взглянув на брелок с ключами, выполненный в форме буквы «Z» (означающую «Зед»), Бутч понимает, кто является хозяином мотоцикла, и угоняет байк, полагая, что Зеду он больше никогда не понадобится. Возвратившись в отель к Фабиан, он торопит её, сам поражаясь тому, как много может случиться с человеком всего за пару часов. Даже не захватив с собой никаких вещей, Бутч и Фабиан спешно уезжают на байке Зеда подальше из Лос-Анджелеса.

         На этом, строго говоря, фильм заканчивается, а далее начинаются части, которые были пропущены.

 

Винсент и Джулс убивают Брэда – часть 2, продолжение части 1

         …После убийства Брэда неожиданно из-за закрытой двери выскакивает ещё один компаньон Брэда и практически в упор разряжает свой револьвер в Джулса и Винсента, но, к удивлению всех присутствующих, ни одна из пуль не достигает цели. Бандиты переглядываются и убивают неудачливого стрелка, затем вместе с Марвином (одним из приятелей Брэда, который остался жив), забрав чемодан Уоллеса, покидают место преступления.

         Джулс воспринимает то, что он остался цел после нескольких выстрелов в него в упор, как знамение свыше и принимает решение завязать с преступным миром. По дороге к Уоллесу Винсент, неосторожно обращаясь с пистолетом, случайно стреляет Марвину в голову. Кусочки мозга и осколки черепа Марвина разлетаются на весь салон внутри машины. Пытаясь как можно быстрее убраться с открытого пространства, Джулс ведёт автомобиль в гараж к своему приятелю Джимми (Квентин Тарантино). Проблема усугубляется тем, что с ночного дежурства скоро должна прийти жена Джимми Бонни, которая работает медсестрой, и, по словам Джимми, если она увидит труп в гараже своего дома, то сразу подаст на развод, а развода Джимми не хочет больше всего на свете.

          Для разрешения ситуации Марселлас Уоллес посылает мистера Вульфа – «человека, решающего все проблемы». Под его руководством Джулс и Винсент доводят салон машины и самих себя до приемлемого состояния и отвозят автомобиль с трупом Марвина в багажнике на автосвалку Монстра Джо, который, по словам мистера Вульфа «сочувствует этой проблеме» и поможет избавиться от трупа. Доставив машину на свалку, мистер Вульф покидает сцену в компании Ракель – дочери Монстра Джо, а Джулс и Винсент, одевшись вместо костюмов в шорты и футболки, отправляются позавтракать в кафе, которое скоро начнут грабить «Тыковка» и «Зайка».

 

Ограбление ресторана – часть 2, продолжение части 1

        …Джулс и Винсент  сидят в том же ресторане в шортах и футболках и обсуждают желание Джулса уйти из криминального мира. Джулс объясняет свое желание тем, что ему не нравится работа убивать людей, во-первых, и, во-вторых, сегодня ему был дан знак свыше, что ему пора завязывать с убийствами. Винсент смеется над ним, укоряя его тем, что Джулсу придется довольствоваться самым малым и без этой работы вести бродяжный образ жизни. На что Джулс отвечает, что лучше станет бродягой, чем останется работать убийцей. После этого Винсент идёт в туалет, и в этот момент начинается ограбление ресторана Тыковкой и Зайкой.

        Когда Ринго пытается помимо кошелька забрать у Джулса чемодан Уоллеса, тот перехватывает инициативу и берет его на мушку. Иоланда берет на прицел Джулса, вернувшийся Винсент – Иоланду. Джулсу, незадолго до этого сообщившему Винсенту о своем намерении бросить криминал, стоит большого труда удержать ситуацию под контролем. Он забирает у Ринго свой кошелёк (оставив тому деньги) и даёт ему и Иоланде уйти с добычей (но без чемодана). На этом фильм заканчивается – Винсент и Джулс с чемоданом в руках, одетые в шорты и футболки, выходят из ресторана и идут на встречу к Марселлесу, у которого скоро состоится встреча с Бутчем по поводу договорного матча…

 

Вырезанные сцены

         Из фильма была удалена сцена, в которой Джулс пытается решить, что ему нужно делать дальше, в то время как Тыковка и Зайчишка грабят ресторан. В этой сцене Джулс достает пистолет, делает два выстрела в Тыковку – Тыковка падает. Затем он быстро разворачивается на 180 градусов и три раза стреляет в Зайчишку – падает Зайчишка. После этого снова показан Джулс, разговаривающий с Тыковкой, и оказывается, что вся перестрелка происходила в голове у Джулса.

 

       Ну, а теперь, о самом фильме. Чем примечателен фильм? Для начала приведем интересные эпизоды фильма.

        1. Главные герои фильма, Винсент и Джулс, очень похожи друг на друга внешне: они исключительно хладнокровны и уравновешены. К примеру, когда они идут к Брэду на «разборки», в которой могут погибнуть, они спокойно рассуждают на жизненные проблемы (массаж жене босса, предстоящий вечер с женой босса и т.д.). Другой пример – перед тем как зайти к Брэду, сначала подходят к его двери, но затем отходят в сторону на пару минут, так как оба не завершили свою дискуссию по поводу массажа ног мужчиной женщине.

        В критической ситуации Винсент и Джулс спокойны и не боятся смерти. Характерный эпизод сказанному – в момент, когда приятель Брэда стрелял в них в упор, ни Винсент, ни Джулс ничуть не испугались и не поддались панике – они оба умеют смотреть смерти в глаза с достоинством.

         Помимо всего прочего, Джулс и Винсент, хотя и работают на Марселлеса, но при этом не являются внутренне зависимыми от своего босса. Как это показано в фильме? Например, когда оба узнают, что босс выбросил их товарища с четвертого этажа, сделав его калекой, оба соглашаются, что лучше бы босс убил, ибо будь они на месте товарища, то они точно не потерпели такого отношения к себе и после случившегося убили бы сами босса. Другой пример – в конце фильма Джулс решил выйти из «игры», то есть уйти от криминальной жизни и от самого босса. Выйти из «игры» может не кто попало, а лишь внутренне независимый человек. Винсент, как и Джулс, тоже внутренне независимый человек, хотя об этом в фильме прямо и не говорится, но это легко определяются по поведению и манере общения. Так, в общении с женой босса Винсент ведет себя очень почтительно, с одной стороны, но при этом с достоинством и независимо («Угощайся, крошка!»). Вполне возможно, именно за это качество Марселлес и ценит Винсента как никого другого, ибо вне всякого сомнения Марселлес тщательно выбирал, кому из своих подчиненных позволить провести вечер со своей женой.

        Итак, внешне два киллера похожи друг на друга, а вот внутри, оказывается, отличаются кардинально: Джулс постоянно  задумывается о смысле жизни, ему не нравится эта криминальная жизнь, а для Винсента проблем при такой жизни нет никаких – работа приносит ему хороший достаток, это позволяет ему жить наслаждениями и удовольствиями (наркотики и женщины). Примечательно, что Джулс не ест свинину, считая свинью грязным животным, а для Винсента наоборот свинина самое вкусное мясо. Человек, который живет удовольствиями, не может ограничить себя в желаниях, поэтому Винсент курит, любит пить алкоголь, колется героином, в кафе с Мией заказывает себе не просто бифштекс, а со свежей кровью. Уже по еде можно судить о серьезных душевных качествах Винсента. Даже обычное облегчение естественной нужды в туалете для Винсента является некоторым удовольствием – не зря в фильме он не один раз подчеркивает: «Пойду, отолью».

        Что еще можно сказать? Человек, который живет желаниями, начинает поклоняться этому миру и потому переживает по самым мелким пустякам, и Винсент тому не исключение. Так, в разговоре со своим другом Лэнсом, Винсент очень переживает по поводу какой-то мелкой царапины на своей машине. Закон кармы неумолим – не можешь смириться с какой-то царапиной, получай еще больше – позднее Винсент сам разобьет свою любимую машину куда посильнее какой-то царапины.

       Человек, который поклоняется желаниям, становится высокомерным и заносчивым. Сказанное относится в первую очередь к Винсенту. Высокомерие у Винсента проявляется буквально во всех эпизодах. Например, в начале фильма Винсент и Джулс по-разному отзываются о человеке, которого Марселлес выбросил с четвертого этажа – Винсент называет такого человека: «А, этот, который жирный», а Джулс отзывается без всякого высокомерия, гораздо уважительнее: «Я бы не называл брата так – скорее у него проблемы с весом».

       Другой пример. Винсент, впервые встретившись с человеком, позволяет нормальным себе вести нагло и самоуверенно. Так, встретившись с Бутчем в кафе после переговоров Бутча с Марселлесом, Винсент очень самоуверенное сказал Бутчу: «Я тебе не приятель, инвалид».

        Во время еды в ресторане с Мией Винсент держит в руках вилку с нанизанным мясом и такой вилкой указывает на официантов. Согласимся, что это совсем незаметная мелочь, на которую не сразу обратишь внимание, но тем не менее.

       Даже в разговоре с Вульфом, который приехал на помощь Винсенту и Джулсу (избавиться от трупа), Винсент требует, чтобы ему, если о чем-то просят, говорили «пожалуйста». Вульф не зря сравнивает Винсента с ковбоем, бравада которого может принести им проблемы на пустом месте. При этом стоящий рядом Джулс очень хорошо понимает, что Винсент в сложившейся ситуации не прав и пытается всячески разрядить ситуацию с Вульфом.

       Винсент без всякого сожаления расправляется со своими жертвами, а вот в отличие от него Джулс делает это несколько иначе – перед тем, как отнять жизнь у кого-то, Джулс читает отрывок из Библии. Для чего он это делает? Потому что Джулс чувствует свою вторичную роль во всем происходящем, он считает себя не убийцей, а в первую очередь «орудием в руках Господа», который наказывает тех, кто Его забыл. При всей кажущейся нелепости цитаты из Библии, Джулс в сути своей прав – все его погибшие жертвы являлись не случайно погибшими невинными людьми, а бандитами и отморозками, которые пытались так или иначе обмануть его босса Марселлеса Уолеса, то есть ради выгоды нарушили среди бандитов так называемый криминальный этикет.

         На одни и те же событий Джулс и Винсент смотрят со своей точки зрения. Это хорошо показано после того, когда в них обоих стреляли в упор из крупнокалиберного пистолета. Выжить в такой ситуации было невозможно, но оба остались живы. Для Джулса это был знаком свыше, последним предупреждением – Джулс именно так и понял свое счастливое спасение и стал постепенно приходит к выводу, что ему пора прекращать жить криминалом. Для Винсента же такое счастливое спасение являлось не чем иным, как случайным стечением обстоятельств – типичный материалистический подход, характерный для атеистов.

         Таким образом, уже в начале фильма перед зрителями ставиться как бы дилемма: кто же из них прав? как надо жить: удовольствиями или чем-то более важным? Ответ блестяще будет дан в конце фильма.

       2. Почему Винсент не смотрит телевизор? Потому что просмотр телевизора – это попадание в зависимость от тех, кто устраивает телевизионные передачи. Винсент не является рабом своего босса или его марионеткой – Винсент внутренне независимый от босса человека, у него своя внутренняя жизнь, и потому Винсент, не желая подчиняться кому-либо, не смотрит телевизор.

        3. Почему для Джулса массаж ног женщине посторонним мужчиной воспринимается как обычная медицинская процедура, а для Винсента как неуважение к боссу? Потому что Джулс и Винсент на одно и то же событие смотрят со своей точки зрения: один с точки зрения здоровья, а другой с точки зрения похоти. Джулс массаж ног женщины сравнивает с массажем ног для своей матери – Джулс не является бабником, и потому в этом не видит ничего опасного. Винсент в отличие от него бабник, и массаж мужчиной ног женщине – это для него прелюдия к более близким интимным отношениям, поэтому для Винсента понятно решение босса убить мужчину, который делал массаж его жене. Этот пример хорошо показывает, как люди с разным мировоззрением по-разному дают оценку одному и тому же событию.

         4. Бутч, убегая от гангстеров, на свой страх и риск вернулся к себе домой, чтобы забрать золотые часы. В обычной ситуации Бутч должен был быть за это убит – это настолько глупый поступок, что не поддается логике. Что для человека важнее: его собственная жизнь или часы? Причем, часы, которые не один год хранились в заднице (в прямом смысле слова) нескольких людей. Это не просто юмор – в этом есть глубокий смысл. Не надо так цепляться за вещи – любая вещь всего лишь вещь, которая рано или поздно придет в негодность. Но для атеиста, который в Бога не верит, всякие амулеты и талисманы становятся самой главной ценностью, и за такое неправильное мировоззрение возмездие неизбежно. «Умей терять малое, чтобы сохранить большее» – так говорят все пословицы. Бутч пренебрегает этим принципом и возвращается домой, и его должна была постигнуть смерть. Бутч выжил – это один случай из тысяча, а точнее даже один на миллион. Но Бутчу суждено было выжить. Почему? Потому что в Бутче, в отличие от других подобных мошенников, имеется совесть и человеческое сострадание. Как показано, что Бутч имеет эти качества? Когда Бутч спас жизнь и не кому-нибудь, а самому Марселлесу – тому, который намеревался его убить…

        5. На Западе всё решают деньги, абсолютно всё. Ради денег одни грабят рестораны, вторые с легкостью убивают людей, третьи создают договорные матчи… Несчастный народ, если не сталось других ценностей, кроме денег. Это очень хорошо показано на примере Джимми, когда к нему приехали Джулс и Винсент с трупом в машине. Джимми зол, даже очень зол, но когда ему заплатили, настроение у него сразу изменилось, в лучшую сторону, разумеется. При этом, когда оплачивали за «беспокойство», Джимми резонно заметил, что у него оказался испорчен ковер, но этот ковер не простой, а подарен ему любимыми дядей и тетушкой, да и не просто так, а к самой свадьбе. Тем самым Джимми как бы сказал, что по сути цена этого испорченного ковра для него очень высока. Когда ему оплатили за «дядю», за «тетю» и за «свадьбу», Джимми остался доволен и претензий к Джулсу и Винсенту более не имел. На примере Джимми был показан типичный американец и его жизненные ценности.

         Люди, поклоняющиеся деньгам, поклоняются и сексу, становясь постепенно всё больше похожими на животных. Самый лучший пример сказанному – друг Винсента Лэнс. Лэнс зарабатывает тем, что продает наркотики, его жена сделал больше 40 пирсингов, в том числе в интимных местах и на языке (как она сама сказала, для лучшего занятия сексом, с Лэнсом в первую очередь). Лэнс, думая только о деньгах, становится очень приземленным: прямо за едой смотрит телевизор, нервничает и кричит по всякому малейшему поводу, готов бросить друга в беде (прикидывается по телефону, что ошиблись номером)…

        6. На примере Марселлеса показан негодяй, но это, стоит особо заметить, негодяй, у которого еще остались остатки совести. Для Марселлеса убить человека ровным счетом ничего не стоит. Когда какой-то мелкий боксер Бутч обманул его на крупную сумму денег, логично предположить, что Марселлес при любой ситуации при первой же встрече с Бутчем попытается убить его. Даже трудно представить ситуацию, при которой Марселлес, держа в руках ружье в двух шагах от Бутча, может простить Бутча и оставить его в живых. Если на время остановить фильм и спросить зрителей, при какой ситуации Марселлес может простить Бутча, не каждый сможет предложить такую ситуацию.

        Фильм интересен тем, что как раз и показывает, что в жизни, оказывается, бывает что-то пострашнее, чем обман и даже – как ни странно – убийство другого человека. Что же это? Это поклонение сексу в своем самом крайнем проявлении – когда человеку уже хочется не просто секса, а секса с извращениями, с элементами садизма и мазохизма (человек на цепи тому подтверждение), и даже не обычный секс с противоположным полом, а именно со своим же полом, да еще с элементами групповухи и истязания. И такой секс в действительности, опаснее любого воровства, любого обмана и даже убийств. Почему, ведь мы привыкли считать убийство самым страшным грехом?

         Потому что секс с извращениями – это убийство уже не тела людей, а убийство в первую очередь их душ, самое святое для каждого человека. Бутч спас Марселлеса вовсе не из жалости к нему лично – если бы Марселлес, к примеру, лежал весь в крови избитый в какой-нибудь канаве, находясь на грани смерти, то Бутч бросил бы его без всякой жалости. Но с Марселлесом происходило то, что выходило за все рамки человеческих отношений – Бутча возмутило в первую очередь сам факт абсолютного распада душ у людей, этой абсолютной безнравственности и невоздержанности сексуальной похоти. И Бутч пошел спасать не Марселлеса – он пошел остановить эту абсолютную невоздержанность и безнравственность. Преодолевая свой страх, с риском для себя Бутч не просто спасает Марселлеса, но сам лично убивает одного садиста-извращенца. И греха в таком убийстве за ним нет. И Марселлес после своего спасения при всей предыдущей ненависти к Бутчу резко меняет к нему отношение – он не просто обещает сохранить ему жизнь, но и в какой-то степени становится ему другом, подняв руку и мысленно пожав ею ему руку…

       Кстати, обратим внимание, что в 1994 году в США еще сохранялись нормальные человеческие ценности – гомосексуализм считался тогда не иначе, чем извращением, и в американском обществе это явление вызывало тогда презрение. Но всё изменилось двадцать лет спустя. Можно предположить, что если бы этот фильм был создан, к примеру, в 2014 году, то сообщество гомосексуалистов сразу бы подняло скандал – ведь в США сейчас легализованы однополые браки, а садомазохизм является не извращением, а средством получения удовольствия. Таким образом, можно сказать, что «Содом и Гоморра» в США всё же победили. Это так, к слову о том, как меняются ценности в стране, в котором всюду правят деньги.

 

        Чем занимателен фильм?

        Он интересен тем, что герои в нем частенько ведут философские беседы и делают удивительно очень точные выводы.

 

        1. Уже в самом начале фильма Джулс и Винсент ведут дискуссию, что такое массаж ног мужчиной женщине. Дискуссия очень занимательна и поучительна, ибо в принципе всё же прав Винсент – в обычной ситуации массаж ног мужчиной женщине является ни чем иным, как прелюдия к более близким отношениям, то есть к сексу одним словом.

 

– Джулс, да пойми же. Массаж ног – это не обычный массаж, это очень чувственный массаж, поэтому он всегда что-то да значит.  Я много раз делал массаж ног женщинам, и это каждый раз что-то значило для нас. При этом мы оба делаем вид, что сам массаж для нас ничего не значит, но оба знаем, что после массажа вполне возможно будет что-то еще. Вот что такое массаж ног женщине!

 

        2. Когда Марселлес в кафе договаривается с Бутчем о договорном матче, Марселлес четко подмечает, что в каждом человеке есть совесть – то, что защищает душу человека, не позволяет человеку совершать безнравственные поступки. Марселлес, который живет материальным благополучием, учит Бутча, что ради денег совесть следует отбросить. Правда, стоит заметить, Марселлес очень искусно лукавит, называя совесть гордостью.

 

Когда ты будешь выходить на ринг и заранее настраиваться на поражение, у тебя немного защемит в сердце. Это твоя гордость, именно она будет мешать тебе довести дело до конца. Отбрось ее подальше от себя, забудь про нее! И тогда ты заработаешь много денег, и до конца жизни можешь более не работать!

 

        3. Когда Винсент и Мия сидят в ресторане, Винсент хочет задать один вопрос Мие, но при этом не хочет ее обидеть. Поэтому Винсент просит заранее получить обещание, что Мия не обидится на вопрос, на что сама Мия очень грамотно отвечает:

 

Как я могу дать тебе обещание не обижаться, если сама не знаю, как я себя почувствую после вопроса? Я могу дать, конечно, обещание, но если обижусь, то получится, что я нарушила свое обещание? Нет, я не могу дать такого обещания.

 

        Чем интересен фильм?

        Это не просто криминальная драма, а драма с элементами комедии и черного юмора. Примеры? Их множество.

       1. Джулс, перед тем как застрелить Брэда, решил выяснить, какое у него отношение к их боссу Марселлесу Уоллесу. Этот диалог, несмотря на трагичный исход для Брэда, невозможно смотреть без смеха.

 

- Как выглядит Марселлес? – строго спросил Джулс Брэда.

- Он негр.

- Еще как он выглядит?

- Он лысый.

- Марселлес похож на бабу?!

- Нет, нет, конечно!

- Тогда почему ты его трахнул как бабу?!!

- Нет, нет, я его не трахал!

- Не-е-ет, ты его именно трахнул, а Марселлес не любит, когда его кто-то трахает, кроме его жены!!!

 

        Обратим внимание, что Джулс говорит не простым языком, а, говоря на уровне философии, языком диалектики, то есть одно и тоже событие он рассматривает одновременно с противоположных сторон. Да, Марселлес очень не любит, когда его кто-то трахает, но иногда бывает исключения, когда Марселлес это все-таки любит. Самое смешное заключается в том, что Марсллеса не только «трахнули» в переносном смысле, что имел в виду Джулс, но чуть позднее и в прямом, и это будет не жена, чего Марселлес очень любит, а мужчина, чего Марселлес уже совсем не любит.

 

       2. Например, момент, когда Винсент проводил Мию до дома, и он собирается уходить, зайдя предварительно в туалет. И Мие и Винсенту после прекрасного проведенного вечера хочется банального секса, но нельзя: Мия – жена босса, а если босс узнает, а он узнает об этом рано или поздно, если секс произойдет, то ни ей, ни Винсенту мало не покажется. Мия и Винсент оба понимают, что никакого секса между ними быть не может, поэтому Винсент, запершись в туалете, себя успокаивает примерно так: «Так, выйду из туалета, выпью один бокал вина для приличия, пожелаю ей спокойной ночи, тихо уйду, приду к себе домой, затем как следует себя подрочу, и всё в порядке – можно будет ложиться спать!» Такие сцены невозможно смотреть без смеха.

        3. Следующий момент. Мия сделала себе передозировку и оказалась на грани смерти. В этой ситуации Винсенту, чтобы остаться в живых, следует срочно спасти Мию, причем счет пошел на секунды. Чтобы спасти Мию, Винсент поехал к своему другу Лэнсу, чтобы уговорить его сделать ей укол прямо в сердце. Лэнс ни разу не делал подобного сам, поэтому перед этим начинает искать какую-то медицинскую книжку и это в тот момент, когда каждая секунда дорога! При этом, заметим, рядом сидит обкуренная подруга Лэнса, которой нет никакого дела за всем происходящим. Сам Лэнс, приготовив шприц, любезно предоставил сделать укол самому Винсенту. Винсенту, у которого к этому моменту весь алкоголь выветрился, ничего не оставалось, как сделать первый подобный укол в своей жизни. Смотреть такие сцены без смеха и слезы невозможно…

         4. Когда Винсент в машине случайно застрелил Марвина, раздробив его голову на мелкие кусочки, Джули и Винсент оказались сразу полностью в крови. Ощущение такое, как будто они специально измазали себя кровью. Их взаимная ругань по поводу испачканной машины и дорогих костюмов, опасности того, что их могут остановить полицейские, кажутся нелепыми на фоне того, что только что рядом с ними погиб человек… Настоящий черный юмор, который без смеха, как ни странно, смотреть невозможно.

         5. Когда Джулс и Винсент приехали с трупом к Джимми, тот в первую очередь начал переживать не поводу гибели человека, а развода со своей женой, если она увидит этот труп. Джулс и Винсент очень переживают, как бы их не поймали полицейские,  а Джимми это совсем это не волнует – только бы не развод жены. Сцена с трупом, у которого уже нет головы, а точнее есть, но которая размазана по всей машине, показана с большим юмором, а точнее с черным юмором. Так, Джимми представляет, как его жена заходит в дом, проходит в зал, видит мужа с двумя мужчинами, которые держат труп, и падает в обморок. И смех и слезы…

 

          Чем потрясающ фильм в своей главной сути?

        В фильме показано, что главное в нашей жизни – это личное устремление к познанию мира, это желание стать лучше, это готовность отказаться от статуса и благополучия ради спасения своей души и познания Бога. Как это показано в фильме? Это показано на примере диалога Джулса и Винсента в самом конце фильма, когда они сидят в ресторане. Джулс хочет стать лучше, он хочет стать добрее и ради этого готов отказаться от прежнего образа жизни. Винсент в отличие от него живет в первую очередь удовольствиями и наслаждениями, а потому даже не задумывается о том, чтобы отказаться от работы, которая приносит ему высокий заработок.

        В конце фильма Винсент и Джулс разговаривают о смысле жизни, а зрители уже знают их итог – Винсент вскоре будет убит, причем убит не как-нибудь, а, что очень символично, прямо в упор из собственного же оружия  и причем не где-нибудь, а в туалете. Тем самым Винсенту как бы сказали перед смертью: не будь у тебя оружия, тебя бы и не убили – ты сам виноват в произошедшем. Джулс, судя по фильму, прекратит связь с криминалом и станет жить отшельником, раскаиваясь за свою прошедшую жизнь… Ощущения от того, как будущий покойник Винсент пытается уговорить Джулса остаться в криминале, непередаваемые. Если эту сцену показать в самом начале фильма, когда еще не известен печальный итог Винсента, такого катарсиса не получилось быть. И как только режиссер сумел догадаться разделить одну и ту же сцену на две части и разнести по времени?..

        Когда мы смотрим, как Марселлес в окружении красивой женщины разговаривает по телефону с Джулсом, мы уже знаем, что совсем скоро он будет изнасилован – покажи эту сцену в начале фильма, кто бы мог подумать, что такое вообще возможно не с кем-нибудь, а с самим Марселлесом!?..

          В фильме показан еще один очень важный жизненный момент, на который не сразу можно обратить внимание – нам кажется, что человек погибает порою случайно, но в действительности ни у кого жизнь не отнимают сразу и без намеков. Всегда перед смертью дают знаки, чтобы человек задумался о своей жизни, а затем дают контрольную проверку – так называемую «лакмусовую бумажку» (по химии). Если человек не видит знаки, а точнее не хочет их видеть, то он не может пройти и проверку «лакмусовой бумажкой», и после этого он обречен. Если же человек делает должные выводы из знаков, проходит испытание «лакмусовой бумажки», то ему дают право жить дальше. Так устроена наша жизнь. Особенность всего сказанного в том, что без веры в Бога знаки тяжело увидеть и еще тяжелее пройти проверку «лакмусовой бумажкой». Как это всё показано  в фильме?

          Винсенту и Джулсу сначала дали явный намек, чтобы они бросили свое занятие – чудом остались в живых после нескольких выстрелов в упор. Джулс намек понял, а Винсент нет. Затем была организована проверка «лакмусовой бумажкой» – ограбление в кафе. Винсент без всяких мыслей был готов застрелить грабителей, а Джулс поступил прямо наоборот – не стал убивать грабителей, хотя мог сделать это очень легко, а наоборот отдал им свои деньги, тем самым сказав Всевышнему, что он понял намек и потому сделал должные выводы – он стал другим человеком. Таким образом, Винсент не прошел проверки, а Джулс прошел, и зрители, видя эту сцену, уже понимают, почему Винсент скоро будет мертв, а Джулс останется жить…

Храмов Сергей Юрьевич, г.Чебоксары, 20-21.07.2015, г.Чебоксары.