chramov1@rambler.ru

«Фарго»

 

Для начала краткий сюжет фильма, взятый из «Википедии».

 

     …Картина открывается сценой того, как в бар King of Clubs, что в городе Фарго, входит торговец автомобилями Джерри Лундегаард (Уильям Мэйси) и садится напротив двух преступников атлетичного телосложения: гиперактивного болтуна-матерщинника Карла Шоуолтера (Стив Бушеми) и молчаливого Гэира Гримсруда (Петер Стормаре). Мужчины договорились встретиться здесь, чтобы обсудить последние детали похищения жены Лундегаарда, Джин (Кристин Рудруд). На вопрос Шоуолтера, зачем Лундегаарду похищать собственную супругу, тот отнекивается и меняет тему. Когда ключевые моменты, наконец, улажены, Джерри отдаёт им автомобиль Cutlass Ciera, который он угнал со своего же места работы. Лундегаард возвращается домой, в Миннеаполис.

       Вскоре он договаривается о встрече с тестем, богатым бизнесменом Уэйдом Густафсоном (Харв Преснелл). На скорую руку предложив ему большую часть своей земли, он даже не подозревал, что тот согласится. Лундегаард бросается разыскивать преступников, чтобы отменить сделку, но оказывается уже слишком поздно — их сотовый телефон не отвечает. Тем временем, Карл и Гэир похищают Джин и везут её в свой небольшой дом близ Брэйнарда. Нервничая, Карл превышает скорость, после чего их останавливает полицейский. Отказавшись выйти из машины, Гэир убивает его прямым выстрелом в голову. За всем этим наблюдают случайные свидетели, проезжавшие мимо. Он преследует их и безжалостно устраняет.

      Следующим днём на место преступления прибывает беременная следовательница Мардж Гандерсон (Фрэнсис Макдорманд), которая обещает разобраться, что же здесь произошло. Желание разбогатеть берёт верх, когда Лундегаард сообщает Густафсону, что выкуп за его дочь составляет 1 миллион долларов, а не 80 тысяч, о которых он говорил Карлу и Гэиру. Вместо Джерри, как и было оговорено, на место встречи с кейсом с одним миллионом долларов внутри заявляется Уэйд. Он пытается убить Карла, но тот выкручивается, разряжает всю обойму своего пистолета в него, и уезжает с дипломатом.

       В итоге Карл, окончательно доставший Гэира своим нытьём и постоянными разговорами, оказывается порубленным на куски. Мардж арестовывает Гэира прямо в тот момент, когда он засовывает последние остатки Карла в дробилку для древесных отходов. Уже в машине, по дороге в полицейский участок, Гандерсон произносит ключевой моральный монолог:   Значит, на полу лежала миссис Лундегаард. А в дробилке был, видимо, твой сообщник. Да эти трое в Брэйнарде. И ради чего? Ради кучки денег. В жизни есть нечто большее, чем кучка денег. Разве ты об этом не знаешь? И вот, пожалуйста. В такой прекрасный день. Что ж... Я просто этого не понимаю.         

      Позже полицейские надевают наручники на сбежавшего Лундегаарда, который всё это время скрывался в мотеле неподалёку. В финальной сцене картины Мардж и её муж Норм (Джон Кэрролл Линч) обнимаются в постели, обсуждая текущее положение их дел.

 

        Этот фильм относится к жанру «черной комедии», и в нем выделяются пять главных героев.

1. Беременная следователь-полицейская Мардж Гандерсон.

2. Богатый бизнесмен Уэйд Густафсон, он же тесть Джерри Лундегаард.

3. Торговец автомобилями Джерри Лундегаард.

4. Гангстер-болтун Карл Шоуолтер.

5. Гангстер-молчун Гэир Гримсруд.

 

        Парадоксально, но эти пять героев связаны между собою – фактически это один и тот человек в разных проекциях. Как связаны?

        В конце фильма гангстер-молчун ехал в одной машине с беременной женщиной-полицейской. Эта концовка весьма примечательна. С одной стороны очень умная и здравомыслящая женщина (не случайно, приехав на место убийства полицейского и двух подростков, мгновенно определила, как произошли эти убийства; до этого мужчины-полицейские какие только гипотезы не выдвигали, но так и не смогли воссоздать истинную картину произошедшего. Эта женщина  соблюдает нравственные законы: у нее нет в мыслях кого-то обмануть, она  верна мужу (в фильме это показано, когда ее однокурсник по ВУЗу предложил интимную близость, но женщина наотрез отказалась). Эта женщина хорошая жена, так как сразу видна, что семья держится на ней. У нее на первый взгляд вообще нет недостатков. Ее рассуждения понятны и толковы. Она вполне здраво задает себе вопрос, как можно ради денег дойти до такой степени, до какой дошел преступник, которого она арестовала в конце фильма?

       Гангстер-молчун, которого арестовала эта женщина, кажется полной противоположностью ей – абсолютно никаких нравственных принципов, чувств сострадания к кому-либо. Ради денег и сиюминутного материального благополучия он готов убить кого угодно. Надо будет, убьет без лишних разговоров полицейского. Если потребуется, то убьет и ненужных свидетелей, даже если они и подростки. Никакой жалости, если вопрос стоит о личном благополучии. Убьет пойманную женщину только потому, что она начинает действовать ему на нервы, убьет даже своего напарника, убьет абсолютно любого, кто встанет на его пути.

       Несмотря на внешнее различие, это в действительности один и тот человек. Не случайно в конце фильма они еду вместе. Дело в том, что эта женщина-полицейская, как бы она не осуждала преступника за его любовь к деньгам, внутри такая же. Откуда такое заключение?

        Она ведь беременна, причем на позднем сроке (7 или 8 месяц, судя по животу). Беременная женщина должна сидеть дома, а если и выходит на работу, то должна сидеть у себя в кабинете, не рискуя лишней раз своей жизнью. Одно дело рисковать, когда не беременна, и совсем другое, когда беременна – ведь теперь она отвечает не только за свою жизнь, но и за жизнь ребенка. Почему эта незаурядная женщина подвергает себя опасности (как, например, в конце фильма одна поехала за преступником в глушь леса)? Потому что она профессионал, и выполнение своего долга ей важнее собственной жизни и жизни еще нерожденного ребенка. Она об этом даже не задумывается – все ее мысли направлены на то, чтобы поймать преступников.

         Почему она с таким удивительным упорством лично продолжает поимки преступников?  Почему бы ей не доверить такой опасное дело кому-то из мужчин-полицейских? Потому что она знает, что успех, которому она стремится, обеспечит ее в лучшую сторону в карьерном росте, фактически она карьеристка, и ради этой карьеры рискует двумя жизнями. А любой карьерист становится трудоголиком – человеком, поклоняющимся работе и, следовательно, тем же деньгам. Ведь любой успех в карьере – это те же деньги, только получаемые не сиюминутно, а в перспективе. Эта женщина, сама того не понимая, исправно отдавая долг работе, взращивает в своей душе ростки поклонения деньгам и благополучной судьбе. Эти ростки еще совсем небольшие, они не видны невооруженным глазом (как у преступников в фильме), но рано или поздно они дадут всходы. И если эта женщина не сама, то ее дети или внуки превратятся из обаятельных и милых людей, готовых круглыми сутками работать ради карьерного успеха, в следующего героя – богатого бизнесмена, чью дочь украли преступники.

        В чем особенность этого бизнесмена? Этот человек очень умен, человек сильной воли, бесстрашен, но он поклоняется деньгам. Ум позволяет ему сколотить неплохое состояние, но ощущение единства к другим людям, сострадания к другим у него уже значительно меньше, чем у женщины-полицейской. Несмотря на свои огромные возможности, он ничуть не хочет помочь своему тестю открыть какое-нибудь свое дело. Более того, когда зять предлагает ему интересный проект, тесть просто берет его идею, реализует в проект, который приносит неплохие доходы, а самого зятя при этом отключает от дел. Фактически тесть обманул зятя, украл его бизнес-проект. Но это ничуть не смущает тестя – ведь чувство сострадания у него уже меньше, чем у женщины полицейской. На вопрос зятя, что он пытается улучшить материальное положение не только для себя, но и для своей жены – его дочери, - тесть грубо отвечает, что он за свою жену может не беспокоится, намекая, что всегда если нужно придет на помощь дочери…

       В кого превратится такой умный и бесстрашный тесть-бизнесмен? Если не он сам, то его дети или внуки в своего зятя. Тяга у его потомков к деньгам усилится, души у его потомков оскудеют, поэтому его зятю уже не позволят быть богатым, но при этом ясность ума еще вполне возможно сохранит. Но ради денег и материального благополучия зять будет готов растоптать любовь уже к самому близкому человеку – к своей жене. Он идет на сделку, прекрасно понимая, что, связавшись с гангстерами, рискует и жизнью своей жены. Но зять идет, так как скромные доходы его основной работы его явное не устраивают. Хочется больше, хочется жить красиво, хочется подняться статусом выше, а не влачить жалкое существование менеджера по продажам подержанных автомобилей. И ради благополучной судьбы зять идет на откровенное преступление. Но рассчитать всё в жизни невозможно, где-то может произойти прокол, и в результате наш несостоявшийся бизнесмен теряет жену, тестя, а сам садится за решетку…

      В кого рано или поздно превратится зять, готовый ради денег отречься от любимых людей? В гангстера-болтуна. Гангстер-болтун еще сохранил ум (по прошлым жизням), но чувство реальности он явно потерял. Он настолько переживает любую даже незначительную неудачу, что сразу теряет самообладание. Он не может спокойно взвесить ситуацию, а потому постоянно что-то болтает, накаляя бесполезными разговорами и так тяжелую ситуацию. К примеру, вместо того, чтобы спокойно договориться с отцом похищенной женщиной и получить 1 млн. долларов (вместо 80.000 первоначальных) этот гангстер из-за своей болтливости создает себе сначала еще больше проблем, убив бизнесмена, а затем, получив легкое ранение, расстается и с собственной жизнью, опять же в основном из-за своей чрезмерной болтливости…

        В кого превратится гангстер-болтун рано или поздно? В гангстера-молчуна. Гангстер-молчун уже обделен умом, а потому способен решать возникшие проблемы лишь одним способом – убивать любого, кто встанет на его пути, кто бы это ни был. Для человека тенденция поклонения деньгам и благополучной судьбе рано или поздно приведет к поклонению своей жизни в самых крайних аспектах, и это поклонение жизни у гангстера-болтуна настолько сильно выражено, что он не может видеть даже каплю своей крови (ему надо обязательно срочно обезвредить и перебинтовать даже самую маленькую ранку), но при этом совершенно спокойно он может не только застрелить человека, но и хладнокровно и неспешно опускать тела людей дробилку, разбрызгивая  вокруг себя море крови и множество всяких частей тела…

        В фильме показано, что у женщины-полицейской уже начинается серьезные проблемы, которые пока еще не видны. Например, ее муж явно какой-то умственно отсталый. Он не имеет своего мнения, во всем соглашается с женой. Он ни разу не говорит какого-то дельного совета. В семье полный матриархат, в  котором мужу уделана роль некого самца и помощника этой женщины…

      Таким образом, если подытожить, то пять главных героев фильма – это один и тот же человек, но разбросанные по времени. Женщина-полицейский, трудоголик по натуре, рано или поздно превратится в того преступника, которого сама же и арестовала. Уникальность концовки фильма заключена в том, что эти два героя оказались в одной машине, внешне очень не похожи друг на друга, но в действительности являются двумя сторонами одной и той же медали – медали «благополучной жизни и материального достатка»…

 

Храмов Сергей Юрьевич, 16 декабря 2013 год, г.Чебоксары.