chramov1@rambler.ru

«Фарго»

Этот фильм относится к жанру «черной комедии», и в нем выделяются пять главных героев.

1. Беременная следователь-полицейская Мардж Гандерсон.

2. Богатый бизнесмен Уэйд Густафсон, он же тесть Джерри Лундегаард.

3. Торговец автомобилями Джерри Лундегаард.

4. Гангстер-болтун Карл Шоуолтер.

5. Гангстер-молчун Гэир Гримсруд.

 

Парадоксально, но эти пять героев связаны между собою – фактически это один и тот человек в разных промежутках времени. Как образом связаны?

В конце фильма гангстер-молчун ехал в одной машине с беременной женщиной-полицейской. Эта концовка весьма примечательна. С одной стороны, мы видим очень умную и здравомыслящую женщину (не случайно, приехав на место убийств полицейского и двух подростков, она мгновенно определила, как произошли убийства; а ведь до ее приезда другие мужчины-полицейские какие только гипотезы не выдвигали, но так и не смогли воссоздать истинную картину произошедшего!).

Примечательно, что женщина  соблюдает нравственные законы: у нее нет в мыслях кого-то обмануть, она  верна мужу (в фильме не случайно показано, как ее однокурсник по ВУЗу предложил интимную близость, на что последовал отказ), является хорошей женой (ее семья держится в первую очередь на ней, а не на муже). Такое ощущение, что у нее на первый взгляд вообще нет недостатков: ее рассуждения понятны и толковы, она вполне здраво задает себе вопрос, как можно ради денег дойти до такой степени, до какой дошел преступник, которого она арестовала в конце фильма?

Гангстер-молчун, которого арестовала женщина, кажется ей полной противоположностью – у него абсолютно нет каких-то нравственных принципов или чувств сострадания к кому-либо – ради денег и сиюминутного материального благополучия «молчун» готов убить кого угодно. Надо будет, убьет без лишних разговоров полицейского. Если потребуется, то убьет и ненужных свидетелей, даже если они и подростки. Убьет пойманную женщину только потому, что она действовала ему на нервы, убьет даже своего напарника, убьет абсолютно любого, кто встанет на его пути. То есть никакой жалости, если вопрос стоит о личном благополучии.

Несмотря на внешнее различие, «молчун» и женщина-полицейский в действительности одним и тем же человеком, и вовсе не случайно в конце фильма они едут вместе. Потому что женщина-полицейский, как бы она не осуждала преступника, внутри точно такая же. Откуда такое заключение?

Обратим внимание, что женщина беременна, причем на позднем сроке (7 или 8 месяц, судя по животу). Вне всякого сомнения, беременная женщина должна сидеть дома, а если и выходит на работу на таком позднем сроке беременности (из-за безысходности, такое тоже бывает), то должна сидеть у себя в кабинете, не рискуя лишней раз не сколько своей жизнью, а в первую очередь жизнью ребенка. Но почему эта незаурядная женщина, весьма умная, подвергает себя опасности, когда в конце фильма одна поехала за преступником в самую глушь леса? Почему бы ей не доверить такой опасное дело кому-то из мужчин-полицейских?

Ответ в данной ситуации один – выполнение служебного долга для нее важнее собственной жизни и, заметим, жизни еще нерожденного ребенка. Но почему выполнение долга для нее важнее всего?

 Потому что она знает, что успех, к которому она явно или неявно стремится, покажет ее с лучшей стороны с точки зрения карьерного роста, а любой карьерист всегда является трудоголиком – человеком, поклоняющийся работе и, следовательно, всё тем же благополучной судьбе и деньгам, потому что любой успех в карьере – это те же деньги, только получаемые не сиюминутно, как у гангстерах, а в перспективе. И женщина-полицейский, сама того не понимая, исправно отдавая долг работе, взращивает в своей душе незаметные ростки поклонения деньгам и благополучной судьбе. Эти ростки еще совсем небольшие, они не видны обычному человеку, но рано или поздно они дадут свои всходы.

А всходы окажутся таковы, что если женщина не сама, то ее дети или внуки превратятся из обаятельных и милых людей, готовыми круглыми сутками работать ради карьерного успеха, в конечном итоге в следующего героя – в богатого бизнесмена, чью дочь украли преступники.

В чем особенность бизнесмена? Он очень умен, является человеком сильной воли, обладает незаурядным бесстрашием, но еще больше, чем женщина-полицейский, поклоняющийся деньгам. Ум позволил бизнесмену сколотить в свое время неплохое состояние, но ощущение единства к другим людям и сострадания у него уже значительно меньше, чем у женщины-полицейского. Как это показано в фильме?

Несмотря на свои огромные возможности, бизнесмен ничуть не пытается помочь своему зятю открыть какое-нибудь свое дело. Более того, когда зять предлагает интересный прибыльный проект, тесть просто берет его идею, реализует проект, который приносит неплохие доходы, а самого зятя при этом отключает от дел. Фактически бизнесмен-тесть обманывает зятя, украв его бизнес-проект. Но это ничуть не смущает тестя, потому что чувство сострадания у него гораздо меньше, чем у женщины полицейской. Примечательно, что когда зять пытается объяснить, что он стремится улучшить материальное положение не только для себя, но и для своей жены – дочери бизнесмена, – тесть грубо отвечает, что он за свою жену может не беспокоится, намекая, что всегда если нужно, придет на помощь дочери…

В кого превратится умный и бесстрашный тесть-бизнесмен (а точнее его дети и внуки)? В человека наподобие своего зятя! А кто такой зять с точки зрения души?

Зять представляет из себя человека, у которого тяга к деньгам и благополучной судьбе еще больше усилена, чем у бизнесмена, поэтому зятю уже не позволено быть богатым, но при этом ясность ума у него еще вполне сохранена. Но побороть в себе тенденцию поклонения к деньгам зять уже не в состоянии, а потому ради денег и материального благополучия готов растоптать любовь к самому близкому человеку – к своей жене. Зять идет на сделку, прекрасно понимая, что, связавшись с гангстерами, рискует жизнью своей жены. Но несмотря на опасения зять идет, так как скромные доходы его основной работы его явно не устраивают, ему хочется больше, хочется жить красиво, хочется подняться статусом выше, а не влачить жалкое существование менеджера по продажам подержанных автомобилей. В конечном итоге ради благополучной судьбы зять идет на откровенное преступление. Но рассчитать всё в жизни, оказывается, невозможно, где-то может произойти прокол, и в результате наш несостоявшийся бизнесмен теряет жену, тестя, а сам садится за решетку…

В кого рано или поздно превратится зять? В гангстера-болтуна. А кто такой гангстер-болтун с точки зрения человеческой души?

 Гангстер-болтун еще сохранил ум, но чувство реальности явно потерял. Как это показано? «Болтун» настолько переживает любую даже незначительную неудачу, что сразу теряет самообладание, а потому постоянно что-то болтает, накаляя бесполезными разговорами и так тяжелую ситуацию. К примеру, вместо того, чтобы спокойно договориться с отцом похищенной женщиной и получить 1 млн. долларов (вместо 80.000 первоначальных!) «болтун» из-за своего языка создает себе сначала еще больше проблем, убив бизнесмена, а затем, получив легкое ранение, расстается и с собственной жизнью, опять же в основном из-за своей чрезмерной болтливости…

В кого превратится гангстер-болтун рано или поздно? В гангстера-молчуна. «Молчун» уже обделен умом, а потому способен решать возникшие проблемы только одним способом – убить любого, кто встает на его пути. У «молчуна» поклонение деньгам, благополучной судьбе и жизни настолько сильно выражено, что он не может видеть даже каплю своей крови (показательный момент – ему надо обязательно срочно обезвредить и перебинтовать даже самую маленькую ранку), но при этом совершенно спокойно может не только застрелить человека, но и хладнокровно и неспешно опускать тела людей в дробилку, разбрызгивая  вокруг себя море крови и множество всяких частей человеческого тела…

Возвращаясь к женщине-полицейской обратим еще раз внимание, как у нее начинаются в душе серьезнейшие проблемы, которые пока еще не видны, но которые уже начинают давать о себе знать. Не случайно муж у женщины явно какой-то умственно отсталый; он не имеет своего мнения, во всем соглашается с женой; он ни разу не дает какого-то дельного совета; в их семье полный матриархат, в  котором мужу уделана роль некого самца и помощника женщины…

Таким образом, если подытожить, то пять главных героев фильма – это один и тот же человек, но разбросанные по времени. Женщина-полицейский, трудоголик по натуре, рано или поздно превратится в того преступника, которого сама же и арестовала. Уникальность концовки фильма заключена в том, что два героя, оказавшись в одной машине, внешне очень не похожи друг на друга, но в действительности являются двумя сторонами одной и той же медали – медали «поклонения благополучной жизни и материального достатка»…

 

Храмов Сергей Юрьевич, 16 декабря 2013 год, г.Чебоксары.

 

Для начала краткий сюжет фильма, взятый из «Википедии».

 

     …Картина открывается сценой того, как в бар King of Clubs, что в городе Фарго, входит торговец автомобилями Джерри Лундегаард (Уильям Мэйси) и садится напротив двух преступников атлетичного телосложения: гиперактивного болтуна-матерщинника Карла Шоуолтера (Стив Бушеми) и молчаливого Гэира Гримсруда (Петер Стормаре). Мужчины договорились встретиться здесь, чтобы обсудить последние детали похищения жены Лундегаарда, Джин (Кристин Рудруд). На вопрос Шоуолтера, зачем Лундегаарду похищать собственную супругу, тот отнекивается и меняет тему. Когда ключевые моменты, наконец, улажены, Джерри отдаёт им автомобиль Cutlass Ciera, который он угнал со своего же места работы. Лундегаард возвращается домой, в Миннеаполис.

       Вскоре он договаривается о встрече с тестем, богатым бизнесменом Уэйдом Густафсоном (Харв Преснелл). На скорую руку предложив ему большую часть своей земли, он даже не подозревал, что тот согласится. Лундегаард бросается разыскивать преступников, чтобы отменить сделку, но оказывается уже слишком поздно — их сотовый телефон не отвечает. Тем временем, Карл и Гэир похищают Джин и везут её в свой небольшой дом близ Брэйнарда. Нервничая, Карл превышает скорость, после чего их останавливает полицейский. Отказавшись выйти из машины, Гэир убивает его прямым выстрелом в голову. За всем этим наблюдают случайные свидетели, проезжавшие мимо. Он преследует их и безжалостно устраняет.

      Следующим днём на место преступления прибывает беременная следовательница Мардж Гандерсон (Фрэнсис Макдорманд), которая обещает разобраться, что же здесь произошло. Желание разбогатеть берёт верх, когда Лундегаард сообщает Густафсону, что выкуп за его дочь составляет 1 миллион долларов, а не 80 тысяч, о которых он говорил Карлу и Гэиру. Вместо Джерри, как и было оговорено, на место встречи с кейсом с одним миллионом долларов внутри заявляется Уэйд. Он пытается убить Карла, но тот выкручивается, разряжает всю обойму своего пистолета в него, и уезжает с дипломатом.

       В итоге Карл, окончательно доставший Гэира своим нытьём и постоянными разговорами, оказывается порубленным на куски. Мардж арестовывает Гэира прямо в тот момент, когда он засовывает последние остатки Карла в дробилку для древесных отходов. Уже в машине, по дороге в полицейский участок, Гандерсон произносит ключевой моральный монолог:   Значит, на полу лежала миссис Лундегаард. А в дробилке был, видимо, твой сообщник. Да эти трое в Брэйнарде. И ради чего? Ради кучки денег. В жизни есть нечто большее, чем кучка денег. Разве ты об этом не знаешь? И вот, пожалуйста. В такой прекрасный день. Что ж... Я просто этого не понимаю.         

      Позже полицейские надевают наручники на сбежавшего Лундегаарда, который всё это время скрывался в мотеле неподалёку. В финальной сцене картины Мардж и её муж Норм (Джон Кэрролл Линч) обнимаются в постели, обсуждая текущее положение их дел.

 

      

     Этот фильм относится к жанру «черной комедии», и в нем выделяются пять главных героев.

1. Беременная следователь-полицейская Мардж Гандерсон.

2. Богатый бизнесмен Уэйд Густафсон, он же тесть Джерри Лундегаард.

3. Торговец автомобилями Джерри Лундегаард.

4. Гангстер-болтун Карл Шоуолтер.

5. Гангстер-молчун Гэир Гримсруд.

 

        Парадоксально, но эти пять героев связаны между собою – фактически это один и тот человек в разных промежутках времени. Как образом связаны?

       В конце фильма гангстер-молчун ехал в одной машине с беременной женщиной-полицейской. Эта концовка весьма примечательна. С одной стороны, мы видим очень умную и здравомыслящую женщину (не случайно, приехав на место убийств полицейского и двух подростков, она мгновенно определила, как произошли убийства; а ведь до ее приезда другие мужчины-полицейские какие только гипотезы не выдвигали, но так и не смогли воссоздать истинную картину произошедшего!).

        Примечательно, что женщина  соблюдает нравственные законы: у нее нет в мыслях кого-то обмануть, она  верна мужу (в фильме не случайно показано, как ее однокурсник по ВУЗу предложил интимную близость, на что последовал отказ), является хорошей женой (ее семья держится в первую очередь на ней, а не на муже). Такое ощущение, что у нее на первый взгляд вообще нет недостатков: ее рассуждения понятны и толковы, она вполне здраво задает себе вопрос, как можно ради денег дойти до такой степени, до какой дошел преступник, которого она арестовала в конце фильма?

      Гангстер-молчун, которого арестовала женщина, кажется ей полной противоположностью – у него абсолютно нет каких-то нравственных принципов или чувств сострадания к кому-либо – ради денег и сиюминутного материального благополучия «молчун» готов убить кого угодно. Надо будет, убьет без лишних разговоров полицейского. Если потребуется, то убьет и ненужных свидетелей, даже если они и подростки. Убьет пойманную женщину только потому, что она действовала ему на нервы, убьет даже своего напарника, убьет абсолютно любого, кто встанет на его пути. То есть никакой жалости, если вопрос стоит о личном благополучии.

         Несмотря на внешнее различие, «молчун» и женщина-полицейский в действительности одним и тем же человеком, и вовсе не случайно в конце фильма они едут вместе. Потому что женщина-полицейский, как бы она не осуждала преступника, внутри точно такая же. Откуда такое заключение?

       Обратим внимание, что женщина беременна, причем на позднем сроке (7 или 8 месяц, судя по животу). Вне всякого сомнения, беременная женщина должна сидеть дома, а если и выходит на работу на таком позднем сроке беременности (из-за безысходности, такое тоже бывает), то должна сидеть у себя в кабинете, не рискуя лишней раз не сколько своей жизнью, а в первую очередь жизнью ребенка. Но почему эта незаурядная женщина, весьма умная, подвергает себя опасности, когда в конце фильма одна поехала за преступником в самую глушь леса? Почему бы ей не доверить такой опасное дело кому-то из мужчин-полицейских?

        Ответ в данной ситуации один – выполнение служебного долга для нее важнее собственной жизни и, заметим, жизни еще нерожденного ребенка. Но почему выполнение долга для нее важнее всего?

        Потому что она знает, что успех, к которому она явно или неявно стремится, покажет ее с лучшей стороны с точки зрения карьерного роста, а любой карьерист всегда является трудоголиком – человеком, поклоняющийся работе и, следовательно, всё тем же благополучной судьбе и деньгам, потому что любой успех в карьере – это те же деньги, только получаемые не сиюминутно, как у гангстерах, а в перспективе. И женщина-полицейский, сама того не понимая, исправно отдавая долг работе, взращивает в своей душе незаметные ростки поклонения деньгам и благополучной судьбе. Эти ростки еще совсем небольшие, они не видны обычному человеку, но рано или поздно они дадут свои всходы.

       А всходы окажутся таковы, что если женщина не сама, то ее дети или внуки превратятся из обаятельных и милых людей, готовыми круглыми сутками работать ради карьерного успеха, в конечном итоге в следующего героя – в богатого бизнесмена, чью дочь украли преступники.

      В чем особенность бизнесмена? Он очень умен, является человеком сильной воли, обладает незаурядным бесстрашием, но еще больше, чем женщина-полицейский, поклоняющийся деньгам. Ум позволил бизнесмену сколотить в свое время неплохое состояние, но ощущение единства к другим людям и сострадания у него уже значительно меньше, чем у женщины-полицейского. Как это показано в фильме?

       Несмотря на свои огромные возможности, бизнесмен ничуть не пытается помочь своему зятю открыть какое-нибудь свое дело. Более того, когда зять предлагает интересный прибыльный проект, тесть просто берет его идею, реализует проект, который приносит неплохие доходы, а самого зятя при этом отключает от дел. Фактически бизнесмен-тесть обманывает зятя, украв его бизнес-проект. Но это ничуть не смущает тестя, потому что чувство сострадания у него гораздо меньше, чем у женщины полицейской. Примечательно, что когда зять пытается объяснить, что он стремится улучшить материальное положение не только для себя, но и для своей жены – дочери бизнесмена, – тесть грубо отвечает, что он за свою жену может не беспокоится, намекая, что всегда если нужно, придет на помощь дочери…

        В кого превратится умный и бесстрашный тесть-бизнесмен (а точнее его дети и внуки)? В человека наподобие своего зятя! А кто такой зять с точки зрения души?

        Зять представляет из себя человека, у которого тяга к деньгам и благополучной судьбе еще больше усилена, чем у бизнесмена, поэтому зятю уже не позволено быть богатым, но при этом ясность ума у него еще вполне сохранена. Но побороть в себе тенденцию поклонения к деньгам зять уже не в состоянии, а потому ради денег и материального благополучия готов растоптать любовь к самому близкому человеку – к своей жене. Зять идет на сделку, прекрасно понимая, что, связавшись с гангстерами, рискует жизнью своей жены. Но несмотря на опасения зять идет, так как скромные доходы его основной работы его явно не устраивают, ему хочется больше, хочется жить красиво, хочется подняться статусом выше, а не влачить жалкое существование менеджера по продажам подержанных автомобилей. В конечном итоге ради благополучной судьбы зять идет на откровенное преступление. Но рассчитать всё в жизни, оказывается, невозможно, где-то может произойти прокол, и в результате наш несостоявшийся бизнесмен теряет жену, тестя, а сам садится за решетку…

        В кого рано или поздно превратится зять? В гангстера-болтуна. А кто такой гангстер-болтун с точки зрения человеческой души?

       Гангстер-болтун еще сохранил ум, но чувство реальности явно потерял. Как это показано? «Болтун» настолько переживает любую даже незначительную неудачу, что сразу теряет самообладание, а потому постоянно что-то болтает, накаляя бесполезными разговорами и так тяжелую ситуацию. К примеру, вместо того, чтобы спокойно договориться с отцом похищенной женщиной и получить 1 млн. долларов (вместо 80.000 первоначальных!) «болтун» из-за своего языка создает себе сначала еще больше проблем, убив бизнесмена, а затем, получив легкое ранение, расстается и с собственной жизнью, опять же в основном из-за своей чрезмерной болтливости…

       В кого превратится гангстер-болтун рано или поздно? В гангстера-молчуна. «Молчун» уже обделен умом, а потому способен решать возникшие проблемы только одним способом – убить любого, кто встает на его пути. У «молчуна» поклонение деньгам, благополучной судьбе и жизни настолько сильно выражено, что он не может видеть даже каплю своей крови (показательный момент – ему надо обязательно срочно обезвредить и перебинтовать даже самую маленькую ранку), но при этом совершенно спокойно может не только застрелить человека, но и хладнокровно и неспешно опускать тела людей в дробилку, разбрызгивая  вокруг себя море крови и множество всяких частей человеческого тела…

      Возвращаясь к женщине-полицейской обратим еще раз внимание, как у нее начинаются в душе серьезнейшие проблемы, которые пока еще не видны, но которые уже начинают давать о себе знать. Не случайно муж у женщины явно какой-то умственно отсталый; он не имеет своего мнения, во всем соглашается с женой; он ни разу не дает какого-то дельного совета; в их семье полный матриархат, в  котором мужу уделана роль некого самца и помощника женщины…

       Таким образом, если подытожить, то пять главных героев фильма – это один и тот же человек, но разбросанные по времени. Женщина-полицейский, трудоголик по натуре, рано или поздно превратится в того преступника, которого сама же и арестовала. Уникальность концовки фильма заключена в том, что два героя, оказавшись в одной машине, внешне очень не похожи друг на друга, но в действительности являются двумя сторонами одной и той же медали – медали «поклонения благополучной жизни и материального достатка»…

 

Храмов Сергей Юрьевич, 16 декабря 2013 год, г.Чебоксары.