chramov1@rambler.ru

Дело было в Пеньково

         Советский полнометражный чёрно-белый художественный фильм, поставленный на Киностудии имени М. Горького в 1957 году режиссёром Станиславом Ростоцким по повести Сергея Антонова. Премьера фильма в СССР состоялась 17 февраля 1958 года. Главную роль бесподобно сыграл молодой тогда (29 лет) Вячеслав Тихонов.

          Это тот редчайший фильм советского периода, в котором показано, как человек делает сложный выбор между человеческой и Божественной логиками и в конечном итоге с невероятным трудом для себя делает в пользу Божественной. Удивляет тот факт, что в атеистической стране смогли поднять такую сложную тему – это в лишний раз подтверждает, что познание Бога в принципе возможно и на интуитивном уровне, а не только через изучение святых книг.

          Для начала краткое содержание фильма. 

 

     …Тракторист Матвей является в деревне первым заводилой и выдумщиком. Его любит единственная дочь председателя колхоза Лариса, но любви этой отец не одобряет, потому что Матвей систематически нарушает трудовую дисциплину, работает только когда хочет, озорничает, и ведет на его взгляд совершенно неправильный образ жизни. Тем не менее, Матвей на ней женится, и всё было бы тихо да спокойно, но…

     В деревню Пеньково приезжает из Ленинграда молодой специалист-агроном Тоня. Получив образование, она решает работать там, где живет ее дедушка. Постепенно Антонина сближается с односельчанами, и они привыкают к девушке, перестают считать ее городской сумасбродкой, искательницей острых ощущений (потому что переехала из город в деревню).

    С приездом Тони многое в деревне начинает меняться. Тоня собирает молодёжь, затевает строительство нового клуба. Морозов знакомится с Тоней, и его захватывает страсть. И даже несмотря на брак с Ларисой, Матвей не может успокоиться. У Тони появляются ответные чувства к Матвею – ее тянет к нему…

        Молодая жена Матвея, изведясь от ревности, понимая, что Тоня как женщина привлекательнее ее, не знает, как удержать мужа...

        Но не только Ларисе не нравятся перемены в деревне. Самогонщица Алевтина, чей дом раньше был центром «светской» жизни в деревне, после строительства клуба остается без клиентов. Общая беда в лице Тони сближает их. Алевтина подговаривает Ларису отравить Тоню, но та, сначала согласившись, в последний момент не решается на убийство. Матвей, узнав о попытке отравления, наказывает Алевтину и получает за это тюремный срок.

 

      Как обычно для начала попробуйте ответить сами на следующие вопросы и лишь затем прочтите ответы.

 

Вопрос: Почему Лариса любит Матвея?

Вопрос: Что для Ларисы важнее: человеческая логика или Божественная?

Вопрос: Почему Матвей, имея невесту Ларису, неожиданно для себя самого влюбился в Тоню?

Вопрос: Почему Матвей отказался от подачи апелляции, как советовала ему Тоня? Ведь преступление Матвея было далеко не самым серьезным (никого не убил, ничего не украл), и если бы Матвей подал апелляцию, то его наверняка бы оправдали и в худшем случае Матвей ограничился бы условным сроком. Почему Матвей отказался от апелляции?

Вопрос: Что для Матвея важнее: человеческая логика или Божественная?

 

        Вопрос: Почему Лариса любит Матвея?

 

        Матвей и Лариса живут в одной деревне с детства, знакомы они давно, оба любят друг друга, хотя отец Ларисы – председатель колхоза – не одобряет их отношения, считая Матвея никудышным и взбалмошным человеком. Отца можно понять: Матвей ради спора может сломать колхозный трактор, откровенно надсмехается над ним, весьма пожилым человеком (повесил на своем доме карикатурный портрет председателя колхоза), постоянно любит показывать так или иначе свою исключительность (имеет нескрываемый гонор).

       Зная мнение отца, Лариса, тем не менее, любит не передовика или ударника колхоза, а Матвея. Почему? Потому что Матвей живет не головой, а чувствами, то есть душой. Матвей, в отличие от других ребят, может прямо сказать председателю колхоза, с чем он согласен с ним, а с чем нет. Матвей не лебезит перед вышестоящим начальством, поэтому и повесил у себя в доме карикатурный портрет председателя колхоза. Матвей периодически надсмехается на пороками людей.

 

        …Например, когда председатель колхоза хотел избавиться от Матвея, посадив его в тюрьму за трактор, Матвей сыграл настоящую комедию над ним, так как изначально знал, что как только председатель узнает, что Матвей стал его зятем, ему придется, к позору для окружающих, переменить свое решение – вместо тюрьмы председателю пришлось сыграть свадьбу.

      В другом случае Матвей ловко сумел «уговорить» одного старого деда добровольно «подарить» строящемуся клубу всю свою дранку (кровельный материал в виде пластин из древесины – раньше дранка являлась основным материалом для крыши).

 

       Матвей не любит показух, поэтому ему безразличны всевозможные интервью телевидению в отличие от его напарника ударника колхоза. Ко всему прочему Матвей трудолюбив, у него «золотые руки», и будь он сговорчивее с вышестоящим начальством, то давно бы оказался в числе ударников колхоза, но такая слава Матвею не нужна. Именно эти обычные, искренние человеческие качества, судя по всему, и являлись причиной того, за что Лариса полюбила Матвея.

       В течение всего фильма будет еще не раз показано, как Лариса любит Матвея. Это и принести ему молоко с пирогами за десять километров от дома, это и назвать родившегося сына его именем, это – обратим на это особое внимание! – за все время ни одного упрека или оскорбления в адрес Матвея. Согласимся, на последнее способна далеко не каждая женщина, особенно в случае, если ее муж обратил свое внимание на другую женщину. Только любящая женщина способна на такое.

 

Вопрос: Что для Ларисы важнее: человеческая логика или Божественная?

 

       На примере Ларисы и ее отца показано, что один из них (отец) живет человеческой логикой, а вот другой (Лариса) – Божественной. В этом Лариса отличается от отца и показывает свою твердость того, что для нее важнее – для нее любовь важнее человеческих качеств. По этой причине она тайком расписалась с Матвеем, поставив отца перед фактом. Этот момент показывает, что для Ларисы любовь (одно из самых ярких проявлений Божественной логики) важнее обычной человеческой логики, в число которых входит и мнение отца.

 

Вопрос: Почему Матвей, имея невесту Ларису, неожиданно для себя самого влюбился в Тоню?

 

       До приезда Тони в деревню Матвей не смотрел на других женщин, и поэтому Лариса была спокойна. Но приезд Тони все изменил – Матвей начал на Тоню больше обращать внимания, чем на Ларису, причем даже после того, как они стали мужем и женой.

       Что оказалось в Тоне такого, что вызвало в Матвее такие чувства к ней? Каким качествами обладала Тоня, которых не оказалось у Ларисы?

      Первый напрашивающийся ответ – это образованность, культура и воспитание Тони. Эти качества у Тони, кстати, примечает и сама Лариса, которая считает на первых порах, что именно из-за них Матвей потянулся к Тоне. Это не так, хотя в фильме это и не показано прямо (не было других таких же умных и образованных женщин). Есть более глубокая причина. Какая?

       Это причина заключена в душевных качествах Тони. Первое такое качество – ее желание помочь другим людям стать лучше. Поэтому именно Тоня, увидев Матвея, желает, чтобы он стал образованнее – она помогает ему не из-за корыстных целей каких-нибудь, а именно из желания помочь ему стать лучше. Обратим внимание, что именно Тоня настаивает на открытии клуба, а в конце фильма показано, что она смогла добиться открытие в деревне садика и в ее планах строительство стадиона.

         Второе редкое качество – душевная чистота. Примеров тому множество. Например, любя Матвея, она не ставит перед собою цель любой ценой заполучить его («Твою семью я разрушать не буду»). И, разумеется, Тоня не при каких обстоятельствах не станет тайной любовницей Матвея. Другой пример – получив приглашение помириться с Ларисой после скандальной сцены в клубе, Тоня с радостью соглашается, честно говоря позднее Ларисе за чашкой отравленного чая: «Мне перед тобою не стыдно, и скрывать мне от тебя нечего».

        Обратим внимание, что в фильме не один раз показано, что у Тони есть такое понятие как стыд. Что такое стыд? Это голос совести в нашей душе. Что такое совесть? Это связь с Богом. Тоня в своих поступках и словах руководствуется не головой, не страстью или желаниями, а в первую очередь голосом совести в своей душе, то есть подсознательно она живет Божественными принципами и заповедями, а это есть самое ценное в каждом человеке. Как не полюбить такую девушку?

       Таким образом, именно душевные качества Тони, которыми, кстати, не обладает Лариса (не зря же она сначала высмеяла перед всей деревней Тоню в клубе, а затем пыталась ее отравить – в отличие от нее Тоня, будь на ее месте, не поступила бы так), и приглянулись Матвею. Таких чистых сердцем женщин в реальной жизни одна на тысячу, и выбор Матвея в какой-то степени можно понять.

 

     Вопрос: Почему Матвей отказался от подачи апелляции, как советовала ему Тоня? Ведь преступление Матвея было далеко не самым серьезным (никого не убил, ничего не украл), и если бы Матвей подал апелляцию, то его наверняка бы оправдали и в худшем случае Матвей ограничился бы условным сроком. Почему Матвей отказался от апелляции?

 

         Матвей, не подав апелляцию, намеренно пошел в тюрьму, но почему? Ему это было необходимо, так как он запутался в своих чувствах, и уже сам не знал, как ему правильно поступить в любовном треугольнике. Матвею нужно было время, чтобы разобраться в себе самом, определить, кого же он любит по-настоящему, а к кому у него лишь высокие чувства влюбленности, уважения и восхищения. Но чтобы разобраться в себе, нужно не только время, но и более важное – возможность отключиться от привычного образа жизни, от привычных людей и текущих проблем. Такое возможно либо в монастыре, что для Матвея в советское время было, разумеется, неприемлемо, либо в тюрьме. Интуитивно Матвей не сколько из-за своей гордости отказался от апелляции, а сколько из-за желания разобраться, наконец, в самом себе.

 

Вопрос: Что для Матвея важнее: человеческая логика или Божественная?

 

       После выхода из тюрьмы Матвей разобрался в себе. Да, Тоня красива, умна, воспитана и, самое ценное, чистой души человек (искренняя в своих чувствах, никому не желает зла). По человеческой логике Тоня по всем качествам лучше его жены Ларисы, но Матвей, оказывается, любит именно Ларису. К Тоне у Матвея было некое преклонение и восхищение перед ее высшими человеческими качествами, но настоящей любви не было.

       Преклонение и восхищение – это человеческая логика. Ощущение того, что ты любишь человека, сам не зная по какой причине – это Божественная логика. Но Божественная логика является важнее человеческой при любых обстоятельствах (без исключений), и на примере Матвея показан пример того, как человек понял, что для него важнее: человеческая логика или Божественная. Матвей после тюрьмы смог правильно расставить приоритеты между двумя логиками – какая бы не была Лариса, в действительности в своей душе он любит ее.

 

С уважением, Храмов Сергей Юрьевич, г. Чебоксары,

22 марта 2016 г.

e-mail: chramov1@rambler.ru;

 http://davaite-poigraem.umi.ru, http://vtoraj-mirovaj.umi.ru